Увеличение земельного участка на 10 процентов

Служба Согласований

Увеличение земельного участка на 10 процентов

Ладанова Валерия 1455

Предельные размеры земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципальных образований. Согласно Градостроительному Кодексу РФ ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты для территории конкретного муниципального образования.

Соответственно, в ПЗЗ можно найти территориальную зону, к которой относится ваш земельный участок (по карте) и уже для этой конкретной зоны посмотреть минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Рассмотрим, как это можно сделать в онлайн режиме, используя официальные сервисы.

Заходим на сайт https://fgistp.economy.gov.ru/ Министерства экономического развития РФ, который представляет собой Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Рис. 1. Рабочее окно сайта ФГИС ТП

Затем переходим на вкладку документы в верхней правой части страницы и выбираем раздел «По территории». Далее в левой части страницы выбираем интересующий вас субъект РФ, например, Ленинградскую область.

Рис. 2. Список муниципальных районов Ленинградской области

После того, как вы выбрали интересующий вас район (в нашем случае это Всеволожский муниципальный район), переходим к выбору муниципального образования внутри района. В качестве примера мы выбрали Бугровское сельское поселение.

Рис. 3. Сельские поселения Всеволожского муниципального района

После нажатия на интересующее вас муниципальное образование вверху страницы сайта появляется список документов территориального планирования.

Рис. 4. Документы для Бугровского сельского поселения

После этого выбираем документ с названием: Правила землепользования и застройки территории МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Важно, чтобы документ был действующим.

Также необходимо обратить внимание на приказы, которые вносят изменения в ПЗЗ: в таких нормативно-правовых актах могут содержаться новые сведения, касаемые той или иной территориальной зоны. 

В ПЗЗ должна содержаться карта, на которой отображаются территориальные зоны и текст самих правил, в которых прописываются градостроительные регламенты. Рассмотрим градостроительные регламенты для зоны сельскохозяйственного назначения СХ-1 (Зона ведения садоводства и дачного хозяйства). Например:

  • Минимальные размеры земельных участков – 0,06 га или 600 кв.м;
  • Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям: – от жилого строения (или дома) — 3 м; – от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м; – от других построек — 3 м;
  • Максимальная этажность – 3 этажа;
  • Максимальный процент застройки участка – 30%.

Часто минимальный размер земельного участка для ведения садоводства устанавливается равным 6 соткам, иногда встречается 5 соток. Максимальный размер земельных участков устанавливается не всегда, в данном случае он не ограничен.

Зная градостроительные регламенты для своего земельного участка, вы всегда можете понимать, как использовать свой участок в рамках закона и обезопасить себя от неправомерных действий соседей на смежных земельных участках.

Как законно увеличить площадь земельного участка до 10 % ?

Законно увеличить площадь земельного участка до 10 % можно при проведении процедуры уточнения границ земельного участка (при межевании).

Важно, чтобы ваш земельный участок имел кадастровый номер, и чтобы у него не было координат границ в ЕГРН.

Проверить это можно, используя Публичную кадастровую карту (подробнее в нашей статье «Как узнать, проводилось ли межевание земельного участка?» по ссылке https://slujba.spb.ru/blog/Kak-uznat-provodilos-li-mezhevanie-zemelnogo-uchastka.html).

При уточнении границ земельного участка его площадь может быть увеличена на величину не более 10 % от площади, которая прописана в выписке ЕГРН на земельный участок, согласно ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Предположим, что площадь составляет 600 кв.

м, значит, в результате уточнения границ площадь вашего участка может составлять от 540 до 660 кв.м. Правило 10 % может работать как в сторону увеличения площади земельного участка, так и в сторону ее уменьшения.

Важным моментом является то, чтобы вы пользовались территорией земельного участка в существующих границах более 15 лет.

Случаи, при которых площадь земельного участка нельзя увеличить в процессе межевания:

  • Наличие у соседних землепользователей утверждённых и согласованных межевых планов;
  • Изъятие граничащих с уточняемым участком земель общего пользования из оборота;
  • Прохождение границ участка вблизи красных линий территории;
  • Нахождение площади уточняемого участка в пределах максимума, установленного в регионе для земель данного назначения.

Как законно увеличить площадь земельного участка больше, чем на 10 % ?

Законом также предусмотрены случаи, когда увеличить земельный участок можно больше, чем на 10 % за счет прилегающей территории.

Такое возможно при проведении процедуры перераспределения земельного участка и другого земельного участка либо земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству и стоит на кадастровом учете – он сформирован и имеет границы, стоящие на учете в ЕГРН.

Рассмотрим последовательность действий для выполнения прирезки к исходному земельному участку:

  • наличие утверждённого проекта межевания территории (ПМТ);
  • разработка утвержденной схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ) при отсутствии ПМТ;
  • исходный участок стоит на кадастровом учёте;
  • на него оформлено право собственности;
  • он отмежёван: зарегистрированы границы, имеет конкретную площадь;
  • «земельная добавка» и исходный участок должны относится к одной функциональной зоне.

Для образуемого ЗУ должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ:

  • площадь должна соответствовать установленным предельным размерам ЗУ;
  • его границы не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов.

Прирезка не должна создавать ситуации, когда обременения (ограничения), существующие на исходном и добавляемом участке, не позволяют эксплуатировать образуемый надел в соответствии с видом разрешенного использования исходного участка:

  • образуемый участок не должен иметь изломанных границ
  • в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, к недостаткам, создающим препятствия для использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства
  • должны исключаться пересечения границ образованного участка: с границами территориальных зон (зон, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты); с границами лесничеств; с границами лесопарков.

Для земельного участка, образуемого в целях:

  • ведения работ по геологическому изучению недр
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений
  •  водохранилищ
  • иных искусственных водных объектов

требование о пресечении участка с границами территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

Если все необходимые условия выполнены, и ваш земельный участок им соответствует, то в таком случае для прирезки муниципальной земли предусмотрен следующий порядок действий:

  1. Подготовка заявления, содержание которого должно отображать информацию в отношении: паспорта заявителя, его ФИО и места регистрации; кадастрового номера принадлежащего участка и того, который будет присоединяться; почтового адреса заявителя или его электронной почты;
  2. Сбор необходимых документов, включающих: выписку из ЕГРН на землю; копию правоутверждающего документа на землевладение (свидетельства о государственной регистрации права); копию документации, на основании которой объект недвижимости принадлежит владельцу (различные договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственных и муниципальных органов и прочее); проект по межеванию территории, в пределах которой находится земля. При его отсутствии к проекту приобщается схема размещения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории; документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Подача заявления в уполномоченный орган и сформированного комплекта требуемой документации (на личном приеме в бумажном варианте либо в электронной форме посредством сети Интернет);
  4. Рассмотрение представленных документов местной администрацией, в результате которого в тридцатидневный срок выносится решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом владельцу земли направляется соответствующая документация; об удовлетворении ходатайства касаемо присоединения земли и заключение договора; об отказе в присоединении участка. Извещение со ссылкой на норму закона отправляется заявителю.
  5. При положительном решении об увеличении земельного участка, уполномоченный орган организует необходимые кадастровые работы по учету образуемой территории либо предлагает заинтересованному лицу произвести кадастровые работы самостоятельно.
  6. В течение месяца после подачи документации, кадастровым органом подготавливается проект договора о присоединении земли, который направляется заявителю на подпись.
  7. После подписания указанного соглашения, необходимо посетить органы Росреестра и зарегистрировать право собственности на сформированное землевладение. Процедура увеличения земельного участка путем присоединения важна как для собственников такой недвижимости, так и для государства, которое таким образом получает дополнительные финансы, связанные с оформлением прирезок.

После того, как все пункты выполнены, можно смело считать ваш земельный участок прирезанным.

Последствия увеличения площади земельного участка

В результате увеличения площади участка за счёт государственных или муниципальных земель на владельца ложатся следующие обязанности:

  • по выкупу присоединённой части государственной земли;
  • по уплате дополнительной стоимости земельного налога;
  • по эксплуатации присоединённого участка в соответствии с видом разрешённого землепользования;
  • по соблюдению правил публичного сервитута.

Если присоединённая часть находится вблизи проезжей части или через неё проходит дорога, землепользователь должен обеспечить беспрепятственный проход третьих лиц через свой участок. Согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, стоимость выкупа присоединённой земли определяется местным законодательством.

Ценообразование работ по увеличению границ земельного участка

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков. Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки и после этого полученную величину умножить на количество соток, которые планируете прирезать.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли. Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направить запрос в орган государственной власти.

Нормативно-правовые акты по данной статье:

Источник: https://slujba.spb.ru/blog/Zakonnoe-uvelichenie-ploshchadi-zemelnogo-uchastka-pri-mezhevanii.html

Увеличение площади земельного участка на 10 процентов

Увеличение земельного участка на 10 процентов

Существует несколько способов проведения процедуры по уточнению местоположения границ земельного надела с одновременным увеличением его площади.

Основная норма, которой специалисты придерживаются при проведении работ, требует совпадения категорий землепользования для объединяемых территорий.

Не менее важно, чтобы присоединяемые площади не находились в пользовании других лиц или организаций.

  • О прирезке
  • Результаты процедуры
  • Последствия дачной амнистии
  • Разбор ситуации

Решение поставленной задачи начинается с проведения межевых работ, которое предполагает выполнение обширного комплекса геодезических изысканий. Собранные бумаги необходимо направить в представительство Госкадастра недвижимости.

Указанный орган уполномочен выдавать обновленные версии кадастровых паспортов с увеличенными площадями земельных участков. В классической ситуации допустимо увеличение площади земельного участка на величину, не превышающую десятой доли от первоначального значения.

Законодательством также предусмотрен ряд исключений.

О «прирезке»

При увеличении фактического значения площади земельного надела за счет бесхозных территорий можно говорить о понятии «прирезки». Совсем недавно подобные манипуляции носили нелегальный статус, а граждане самовольно переносили ограждения участков, устанавливая ограждения, фактически, на чужой земле.

Количество неправомерно занятых территорий оказалось столь велико, что на законодательном уровне было принято решение о возможности официальной «прирезки» землевладений. Данное мероприятие стали проводить официально и с минимальными расходами. Это привело к появлению главы V.4 ЗК РФ.

Она посвящена регулированию порядка перераспределения местности. Официально глава обрела силу лишь 1 марта.

Обновленные нормы коснулись земельных участков, являющихся собственностью населения и граничащих с муниципальными или государственными территориями. «Прирезку» невозможно осуществить за счет земель общего пользования.

Также недопустимо нарушение существующих «красных линий», указывающих на прохождение коммуникаций, любых автодорог и прочих линейных объектов. Обязательным условием осуществления «прирезок» считают принадлежность наделов к единым территориальным зонам.

Под территориальными зонами понимают объекты, в отношении которых нормами застройки и землепользования установлены границы и обозначен ряд градостроительных регламентов.

Информация о принадлежности земель к территориальным зонам публикуется на официальных порталах муниципальных образований или муниципалитетов. Чаще всего информация представлена наглядно в виде карты с нанесенными на нее цветными границами существующих зон.

Запросить «прирезку» может лишь собственник надела, переданного в его владение.

В ходе мероприятия недопустимо создание земельного участка, с границами, превосходящими пределы существующих градостроительных зон.

Значения предельных площадей участков разнятся, они зависят во многом от принадлежности к муниципальному образованию. Увеличение земельного участка также является стандартной услугой кадастрового инженера.

Результаты процедуры

Придание прирезкам легального положения несет выгоду и для граждан, и для государственной казны. Увеличение общего объема частных земельных участков приводит к увеличению поступающих в бюджет налоговых сборов. В процессе оформления документов, граждане автоматически актуализируют сведения Госкадастра недвижимости, что также немаловажно.

За рубежом опыт подобных мероприятий практически отсутствует. В США допускается передача федеральных территорий в руки населения лишь при условии, что власти не могут их эффективно использовать, а продажа позволить развить местность и решить общественно полезные задачи. В современной Европе преобладающая часть земель давно передана в частную собственность.

О последствиях дачной амнистии

Амнистия дачных участков открыла перед гражданами возможности по оформлению документации на собственность в упрощенном порядке. Внушительный набор бумаг заменили единственным документом, свидетельствующем о полномочиях заявителя на данную землю. Нововведения позволили вести эксплуатацию индивидуальных домов, отказавшись от оформления документов на разрешение на строительство.

Как и любого закона, у данной нормы существуют и негативные аспекты. Упрощение регистрационной модели спровоцировало возникновение множества земельных споров между владельцами смежных территорий. Это вызвано отсутствием необходимости проведения ряда предварительных согласований.

В рамках дачной амнистии заявитель может завершить регистрационные действия в отношении земельного надела, не доводя вопрос до судебного разбирательства. Эта норма коснулась и случаев, когда территории не были оформлены согласно действующим юридическим нормам, а документация на них противоречила нормам времени.

Оформлением прав на дополнительные сотки занимаются подразделения Федеральной регистрационной службы. Для регистрации изменений вам потребуется предоставить:

  • Персональный паспорт;
  • Экземпляр документа, свидетельствующего о ваших правах на землю;
  • В качестве документов, подтверждающих права владения участком, при дачной амнистии также рассматривают справки и акты, выписки из хозяйственной книги и иные бумаги, которые когда-либо обладали юридической силой.
  • Оригинал квитанции об уплаченной госпошлине (в районе 150-200 рублей);
  • Документ о совершенной госрегистрации прав собственности на объект.

Дополнительно потребуется экземпляр кадастрового плана. С его получением могут быть связаны определенные сложности. В первоначальных версиях кадастровых планов специалисты отражали лишь ориентировочные сведения: приблизительную площадь и ориентировочное местоположение. Неточность сведений провоцирует необходимость проведения межевых работ.

Данное мероприятие считают трудоемким и длительным. Его продолжительность зависит от множества факторов и нередко достигает 4-6 месяцев.

Основной целью межевания считают уточнение местоположения границ земельного надела. Как только неточности будут устранены, можно приступать к непосредственному увеличению площади земельного участка.

Для проведения данной процедуры необходимо убедиться в выполнении хотя бы одного из условий:
  1. данные о территории не внесены в Госкадастр недвижимости;
  2. отсутствует информация о площади, местоположении и характеристиках земли, состоящей на кадастровом учете;
  3. наличие факта внесения исправлений в данные Госкадастра.

Типичная ситуация и пути решения проблемы

Мы расширили площади земельного участка через уточнение его границ и получили обновленное свидетельство, подтверждающее права собственности на недвижимость. Заявителем выступала мать, которая располагает межевым планом и обновленным свидетельством, подтверждающим права на имущество.

Возникли определенные разногласия с владельцем соседнего земельного надела в отношении присоединенного нами участка земли. Он выдвигает просьбу о предоставлении для ознакомления экземпляра постановления Администрации. Мать, в процессе оформления бумаг, получала какие-то бланки в Администрации, но сдала их в представительство Кадастровой палаты.

Я планирую сделать запрос в Администрацию о предоставлении дубликата этого бланка, но не знаю, как грамотно его назвать. Я не уверен и в его существовании.

Законодательные нормы отражают возможные ситуации, когда представительство Госкадастра недвижимости может вынести отказ в постановке территории на кадастровый учет. Это распространяется на случаи, при которых:

Кадастровый учет территории приводит к значительному увеличению площади недвижимого имущества, с превышением предельно допустимых значений. В данном вопросе необходимо ориентироваться на требования Федерального законодательства и предельную величину землевладения для соответствующих типов допустимого использования и целевого предназначения местности.

Если предельное значение не определено, то увеличение площади земельного участка объекта допустимо на 10% от его первоначальной площади, отраженной в информации Госкадастра недвижимости. Следует различать понятия присоединения территорий к существующему земельному наделу и увеличению площади участка посредством согласования с местной администрацией.

Для каждого случая алгоритм действий и пакет документации будет специфическим.

Источник: https://gkki.ru/stati/uvelichenie-ploshadi-zemelnogo-uchastka/

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Увеличение земельного участка на 10 процентов

Уточнение границ земельного участка очень часто является вынужденной мерой, даже если ранее они были определены в основных документах, но не были вынесены в натуру.

В этом случае может потребоваться выполнение межевых работ, целью которых станет уточнение имеющихся границ.

Однако, при определённых условиях, площадь участка может увеличиться, если при этом не пострадают интересы владельцев смежных участков.

Законодательное регулирование

Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.

В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.

В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.

Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.

Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.

Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.

В каких случаях можно увеличить площадь участка при уточнении границ

Однако в этом случае следует сразу определить, что внесение таких изменений никак не ущемит их права. Это обусловлено тем, что законом разрешено увеличить площадь земельных участков при уточнении границ только в нескольких случаях.

К таким случаям будут относиться:

  • Необходимость уточнения границ, если сведения об участке, содержащиеся в ГКН, не соответствуют нормативным требованиям об их оформлении;
  • Уточнённая площадь участка не превысит установленные законом предков и нормы для данной категории земель;
  • Если необходимо соблюсти все условия определения границ участка, которые зафиксированы в соответствующих нормативных актах;
  • Если нет возможности определить границы участка по правоустанавливающих документам на него (например, в силу их утраты), и они будут рассчитываться, исходя из фактического положения на местности на протяжении последних пятнадцати лет.

Допустимые пределы увеличения площади участка

Действующее законодательство, в частности, Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”, определил, в каких случаях и на какое количество квадратных метров можно увеличить площадь участка при уточнении границ.

Так, если увеличение будет происходить за счёт участка, принадлежащего тому же собственнику, что и увеличиваемый, например, путём их объединения, никаких ограничений в этом плане нет.

Если же речь идёт об увеличении площади участка, которое осуществляется за счёт свободных земель, прилегающих к исследуемому наделу, то здесь необходимо помнить, что существует ряд ограничений на увеличение площади:

  • Увеличить можно только тот участок, который не “дотягивает” по своему размеру до минимальной нормы (например, для индивидуального жилищного строительства этот размер составляет 6 соток, для личного подсобного хозяйства – 10 и т.д.);
  • Увеличение может быть осуществлено только в том случае, если оно никоим образом не затронет интересы владельцев соседних участков (например, не будет ликвидирован проезд к соседним участкам или закрыт аварийный проезд и т.д.);
  • Увеличить участок за счёт присоединяемых земель можно только на предельную величину минимального размера земельного участка, которая определена соответствующим нормативным актом для земель конкретного целевого назначения.

Если такой размер не установлен, то площадь присоединяемой территории не должна превышать десять процентов от площади исследуемого участка.

Способы увеличения площади участка при уточнении границ

Так как увеличение площади участка при уточнении его границ считается с юридической точки зрения одним из способов получения нового участка, законодатель предпринял попытку ограничить количество вариантов, в которых увеличение площади участка, являющееся, по сути, самозахватом территории, возможно осуществить.

К таким случаям будут относиться:

  1. В случае проведения межевых работ;
  2. При присоединении соседнего участка.

В том случае, если увеличение площади участка происходит при выполнении межевых работ, это будет возможно только тогда, когда собственник исследуемого участка сможет доказать, что площадь его владения в конкретном случае составляет количество квадратных метров меньшее, чем предусмотрено по закону.

Если в процессе уточнения границ выясняется, что к существующему участку можно присоединить другой, находящийся также в собственности у владельца основного, то увеличение площади будет вполне законным.

Возможные проблемы

При увеличении площади земельного участка, если оно происходит при уточнении границ, могут возникнуть определённые сложности с узакониванием полученного участка.

Среди наиболее распространённых следует рассмотреть:

  • Отказ в постановке на кадастровый учёт участка с увеличенной площадью. Возникнуть он может в двух случаях: если кадастровый инженер не смог объяснить необходимость увеличения площади, а также если площадь участка соответствовала нормам эксплуатации для этой категории земель, а после увеличения стала избыточной;
  • Отказ соседей в согласовании новых границ. Кроме обычной соседской вредности в этом случае следует говорить также о том, что такой отказ может быть абсолютно мотивирован тем фактом, что при увеличении границ могут пострадать интересы владельцев смежных участков (при этом речь идёт не о захвате их территории, а об ограничении возможности использования ими своих участков, например, из-за невозможности подъехать на машине);
  • Нарушение норм, в соответствии с которыми может быть увеличен участок (то есть при уточнении границ произошло увеличение площади на количество квадратных метров, превышающих те предельные размеры увеличения, которые зафиксированы в действующем законодательстве).

В том случае, если возникла какая-либо из перечисленных проблем, решением их может стать только повторное уточнение границ с учётом тех сложностей, которые возникли ранее.

Существует ограниченный перечень случаев, когда это можно осуществить. Если при выполнении этих работ были нарушены требования законодательства, в постановке на учёт такого участка будет отказано.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochneniya-granic-uchastka-s-uvelicheniem-ploshadi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.