Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Содержание

Изменение площади участка при межевании: что делать, если надел оказался больше или меньше, документальное оформление

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь.

Об этом гласят требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (п.1 статьи 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г.).

Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин:

  1. имеющиеся кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков ( п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре)
  2. при уточнении местоположения границ земельных участков зачастую фактическая площадь земельного участка, установленная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок

Такие расхождения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади земельного участка по сравнению со сведениями в документах на него.

Уточнённая площадь земельного участка не должна быть больше площади участка, отражённой в документах и государственном кадастре или акте органа местного самоуправления на величину, большую предельного минимального размера земельного участка.

Минимальный размер земельного участка определяют исходя из п. 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ:

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предельные минимальные размеры земельных участков, установленные для земель соответствующего целевого назначения в Санкт-Петербурге(Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 397-74):

  • S min = 300 м 2 = 3 сот = 0.03 га – для участков ИЖС
  • S min = 600 м 2 = 6 сот. = 0.06 га – для участков для ведения дачного хозяйства
  • S min = 200 м 2 = 2 сот. = 0.02 га – для садоводческих участков
  • S min = 18 м 2 – для индивидуальных гаражей
  • S min = 5 м 2 – для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества

В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане

Если уточнённая площадь земельного участка оказалась больше, чем по документам, то земельный участок можно зарегистрировать, если:

S уточн.(S по док-там –Smin)

Smin – предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.

Пример 1

По наследству на садоводческий земельный участок в Ленинградской области значатся 6 соток, а на новом плане площадь участка составляет 12 соток:

  • Sфакт. = 12 сот.
  • S по док-там = 6 сот.
  • S факт.. > S по док-там
  • S min = 500 м 2 – для садоводческих участков в Ленинградской области
  • S уточн. S уточн.

Поскольку кадастровый план является обязательным приложением к правоустанавливающему документу, представляемому для государственной регистрации прав, то при наличии расхождения площадей на плане и в документе регистрирующий орган вправе полагать, что представлен план не того объекта, на который заявляются права, и отказать в регистрации.

Пример 2

Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток., а на новом плане площадь участка составляет 9 соток.

  • Sфакт. = 9 сот.
  • S по док-там = 12 сот.
  • S по док-там.> Sфакт
  • S min = 300 м 2 (0.03га) для участков ИЖС в Санкт-Петербурге
  • S уточн. (S по док-там – Smin) = 12 сот. – 3 сот. = 9 сот.
  • Sфакт. = S уточн.,то есть не превышает уточнённой площади земельного участка. Такой земельный участок подлежит регистрации.

Если предельный минимальный размер земельных участков соотвествующего назначения (ИЖС, садовый, для ведения дачного хозяйства и т.д.) не установлен, уточнённая площадь земельного участка не дольша быть больше чем на 10% площади земельного участка по документам (сведениям в государственном кадастре недвижимости) . Требования ч.1 п.5 ст. 27 Закона о кадастре:

Межевание земельного участка – это уточнение его границ с помощью точного геодезического оборудования, согласование местоположения с хозяевами соседних землевладений и регистрация уточненных сведений в Росреестре.

В ходе процедуры можно на законных основаниях оформить землю, выходящую за указанные в кадастровом паспорте размеры участка. К своему участку можно прирезать до 10% его площади.

Однако чтобы поменять границы после межевания земельного участка, потребуются веские законные основания для внесения изменений в ЕГРН. Рассмотрим случаи увеличения и уменьшения размеров участка после межевания и что делать после межевания земельного участка?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

Значение

Для начала нужно определиться со значением этой процедуры для владельца земли, ответив на следующие вопросы:

  1. что представляет собой данная процедура?
  2. Какие последствия она влечет для собственника земли?
  3. Какие шаги предпринимаются по ее завершении?

Межеванием земельного участка называют уточнение его местоположения. Это кадастровые работы, которые проводятся специалистом – кадастровым инженером, и данные о которых включаются в ЕГРН.

То есть он может начинать строительство дома и совершать любые сделки с землей:

  • продавать;
  • дарить;
  • передавать по наследству.

Что делать после межевания земли? По завершении подготовки межевого плана нужно зарегистрировать результат уточнения местонахождения границ землевладения в Росреестре – подать документы на внесение изменений в ЕГРН. Это может сделать собственник или сам кадастровый инженер.

Читать дальше Освободить от должности генерального директора

О межевание земельных участков смотрите видео:

Кто проводит межевание и как выбрать исполнителя

Межевание земельного участка проводит кадастровый инженер, деятельность которого регламентируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ, принятым 24 июня 2017 года.

Кадастровый инженер обязан иметь действующий квалификационный аттестат, являться членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров и иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Выбрать кадастрового инженера поможет электронный сервис официального сайта Росреестра. В разделе → Деятельность → Обеспечение кадастровой деятельности → Реестр кадастровых инженеров.

Указав в реестре фамилию кадастрового инженера, можно проверить является ли его квалификационный аттестат действительным, членом какой СРО он является, а также результаты профессиональной деятельности, в том числе количество отрицательных решений (отказов), принятых органом регистрации прав при проверке подготовленных им документов (показатель лучше любых отзывов в интернете).

Для обычных граждан бесплатное межевание земельного участка возможно только при комплексных кадастровых работах по инициативе государства. Информация о предстоящем и действующем комплексном межевании земель публикуется на сайте муниципалитета.

В этом случае собственник может обратиться к указанной на сайте кадастровой организации (как правило муниципальной) с заявлением о проведении межевания своего участка бесплатно. Заявление пишется в свободной форме, в нем указывается адрес, кадастровый номер, а также данные о собственнике (Ф.И.О., паспортные данные, и тд).

Причины для обращения за бесплатным межеванием могут быть следующие:

  • Сведения о земле не значатся в ЕГРН, но право собственности уже было оформлено до 1998 года;
  • Имеет место документально подтвержденная кадастровая ошибка;
  • Данные об участке имеются в РосРеестре, но объект не поставлен на кадастровый учет.

Кроме того, бесплатное межевание реально:

Источник: https://tbti.ru/zemlya/uvelichenie-ploshchadi-uchastka-pri-mezhevanii.html

Эксперты рассказали, как оформить в собственность лишние сотки земли

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Многих владельцев индивидуальных жилых домов и дач интересует вопрос: а можно ли оформить в собственность лишние сотки?

Ведь часто люди, помимо основного участка, который когда-то был куплен, достался от родителей или был выделен в дачном кооперативе, используют дополнительные “сотки”, оказавшиеся свободными. О том, какие земли можно “прирезать”, а какие – не получится, “Российской газете” рассказал председатель Союза дачников Подмосковья, первый зампред Московской областной Думы Никита Чаплин.

Сколько лишних соток можно оформить в собственность?

Если гражданину было предоставлено на основании постановления местной администрации, например, 8 соток (800 кв. метров) земли в поселке или СНТ, а он фактически пользуется большей площадью, то в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) можно внести сведения только в отношении 8 соток.

Излишки площади, как уточняет Чаплин, следует оформлять отдельно. Если земля находится в неразграниченной муниципальной собственности, то она может быть оформлена только через выкуп.

В Московской области, к примеру, такие “прирезки” можно выкупить за 50% от кадастровой стоимости.

Если участок увеличивается за счёт соседа, необходимо обоюдное согласие и договор о перераспределении земельных участков.

Увеличить участок за счёт земель общего пользования СНТ в настоящее время невозможно.

На маткапитал можно будет построить жилой дом на садовом участке

Изменение площади участков ограничено Земельным кодексом и Правилами землепользования и застройки.

Как правило, площадь земельного участка с видом разрешённого использования “ведение садоводства” не может быть меньше 6-ти и больше 15 соток, а с видом “для индивидуального жилищного строительства” – от 3-х до 25 соток.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков устанавливаются муниципальным нормативным актом – Правилами землепользования и застройки территории.

Поэтому если собственник уже имеет оформленный участок в 15 соток для ведения садоводства, то увеличить площадь он уже не сможет. Также нельзя увеличить площадь участка за счёт земель лесного фонда.

В июне 2019 года вступили в силу изменения в федеральные законы “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”, которые дали возможность оформить в собственность излишки земли, если в результате комплексных кадастровых работ выяснится, что фактически используемая владельцами земли площадь участка превышает уже зафиксированную в ЕГРН.

Однако важно отметить, что инициатором и заказчиком проведения комплексных кадастровых работ может быть только государство.

Если местной администрации, например,? требуется земельный участок для строительства или расширения автодороги, то государство должно сначала навести порядок в границах земельных участков всего кадастрового квартала: исправить реестровые ошибки (уточнить координаты и площади земельных участков). Только в этом случае собственнику может быть предложено бесплатное внесение изменений в ЕГРН с возможным увеличением площади.

При этом свободно “прирезать” можно лишь до 10% соседнего участка. А если вдруг человек захочет забрать себе соседний участок, тогда придется выкупать его или брать в аренду через торги.

Какие участки нельзя оформить в собственность?

Далеко не все земельные участки могут быть оформлены в собственность. Например, участки в зонах с особыми условиями использования территорий (охранные зоны ЛЭП и газопроводов, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и др.

); с особыми условиями охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; земли, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд.

Такие земельные участки могут предоставляться только в аренду.

Чем грозит самовольное использование земли?

ВС РФ разъяснил, как можно получить в собственность чужую недвижимость

Если владелец участка фактически занимает площадь больше, чем по документам, это является самозахватом земельного участка, за который предусмотрен штраф.

От 10 до 20 тысяч рублей (или от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости) для физических лиц, не менее 20 тысяч рублей (от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости) – для должностных и не менее 100 тысяч рублей (или от 2 до 3% от кадастровой стоимости) – для юридических.

Уплата штрафа при этом не освобождает владельца от сноса построек и забора на самовольно занятой территории.

Лишиться можно и увеличенной площади участка, которая была оформлена по “дачной амнистии”. Если в постановлении администрации было указано 6 соток, а при уточнении границ в Росреестре появились 2 “лишние” сотки (в основном в 2006-2009 гг.

такие “прирезки” оформлялись), то при отсутствии правоустанавливающих документов к “излишкам” может предъявить претензии сосед, которому этих 2 соток не хватило (осталось 4 сотки вместо 6) либо СНТ, если эту землю прирезали за счёт сужения дороги или разворотной площадки.

Решением суда, с учётом генплана СНТ и результатов землеустроительной экспертизы, таких собственников можно обязать установить в ЕГРН границы по первоначальным 6 соткам.

Источник: https://rg.ru/2019/12/01/eksperty-rasskazali-kak-oformit-v-sobstvennost-lishnie-sotki-zemli.html

Что делать, если при межевании земельный участок оказался больше или меньше чем по документам

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

При проведении межевания, ранее установленные границы участка могут измениться как в большую сторону, так и в меньшую.

В связи с этим у владельца участка может возникнуть целый ряд проблем, среди которых споры с соседями о границах смежных наделов, невозможность постановки земли на кадастровый учет в ЕГРН, расположение объектов коммуникации и объектов недвижимости вне границ собственного участка.

Правовые основания для изменения площади

Есть целый ряд правовых оснований, при наступлении которых реальная площадь земельного надела может быть увеличена по сравнению с той, которая до этого была указана в кадастровых документах на землю.

В число таких правовых оснований входит:

  • Увеличение земельного надела за счет земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, что определено статьей 39.28 ЗК РФ. При этом не допускается образование чересполосицы. То есть, увеличить собственный надел можно только за счет смежной государственной земли.
  • Исправление кадастровой ошибки. Если ранее при проведении межевания кадастровым инженером была допущена ошибка, приведшая к уменьшению площади участка, то впоследствии эта ошибка может быть исправлена, что приведет уже к увеличению площади.
  • Приобретение земли у частного лица на основании договора купли-продажи. Как и в случае увеличения участка за счет государственной земли, приобретаемый надел должен иметь смежные границы с увеличиваемым участком.
  • Допустимое превышение надела. Подпункт 32 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 от 2015 года определил, что при проведении межевания участок может быть увеличен на определенную величину (см. ниже), если это не приводит к накладыванию границ на смежные участки, земли общего пользования и т.д.

Вышеуказанные правовые основания для увеличения площади земельного участка условно можно разделить на 2 категории:

  1. Которые не требуют дополнительного оформления земли в собственность. Это исправление кадастровой ошибки и допустимое превышение надела.
  2. Которые требуют дополнительного оформления земли в собственность. Это увеличение надела за счет смежных участков, находящихся в государственном владении, или во владении другого частного лица.

В любом из случаев увеличение площади надела не допускается, если таковое увеличение происходит за счет:

Не допускается увеличение ЗУ, если при этом будет превышен максимальный размер участка, установленный на законодательном уровне в конкретно взятом регионе.

Без оформления земли в собственность

Исправление кадастровой ошибки подразумевает под собой уточнение границ земельного надела. Если будет выявлено, что кадастровая ошибка действительно имела место быть, то участок будет зарегистрирован в соответствии со вновь установленными границами независимо от того, насколько увеличилась его площадь.

Ситуация с допустимым превышением надела много сложнее. Подпункт 32 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 от 2015 года установил, что при проведении межевания площадь участка может быть увеличена в сравнении с той, которая была указана в изначальных кадастровых документах, но не более чем на определенную величину.

Этот же подпункт установил, что предельной величиной увеличения надела является закрепленный на законодательном уровне минимальный размер участка данного вида целевого использования.

То есть, если местным (принятым на уровне региона, области, города) нормативно-правовым актом установлено, что размер участка под ИЖС не может быть менее 3 соток, то и пределом увеличения межуемого участка ИЖС также является 3 сотки.

Например, если изначально в документах была указана площадь надела под ИЖС в 10 соток, то после проведения межевания она не может превышать 13 соток.

Тот же подпункт определил, что если минимальный размер участка для данного вида целевого использования не определен, то предел увеличения межуемого участка – 10% от исходного размера.

То есть, если изначально в документах была указана площадь участка в 10 соток, то после проведения межевания она не может превышать 11 соток.

Если владелец надела приобрел у своего соседа смежный участок, он может объединить земли в один надел при условии, что получившийся ЗУ не будет превышать максимального размера ЗУ, установленного в регионе.

Для увеличения своего участка за счет земли, принадлежащей соседу, ее необходимо сначала приобрести.

Пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ определил, что в случае, если собственник земли желает увеличить свой участок за счет земли, находящейся во владении государства, ему необходимо заключить соответствующее соглашение с представителями местной администрации, за что с него будет взята определенная плата.

По сути, чтобы узаконить необоснованное увеличение земельного надела, собственник участка должен приобрести часть земли либо у своего соседа, либо у государства.

Что делать при уменьшении площади

Уменьшение площади земельного надела возможно в двух случаях:

  1. При исправлении кадастровой ошибки. Причем согласно Приказу Минэкономразвития № 943 от 2015 года инициатива об исправлении кадастровой ошибки может исходить не только от собственника надела, но и от Росреестра.
  2. При появлении притязания соседей, проводивших межевание, по результатам которого граница их участка проходит по смежному наделу.

В любом из указанных случаев у владельца участка есть 2 способа решения проблемы:

  1. Согласиться с уменьшением земли и подписать акт согласования границ.
  2. Не согласиться с уменьшением и заказать уточнение границ земельного надела.

Если же процедура уточнения не дала желаемого результата, можно обратиться с иском в суд общей юрисдикции, который назначит судебную землеустроительную экспертизу.

Заключение

До 2008 года при проведении межевания не использовались высокоточные спутниковые технологии, а до 2001 года межевание не производилось вовсе (участки распределялись на основе имеющихся картографических планов).

Из-за этого при проведении межевания в современных условиях ранее установленные границы наделов могут сильно меняться. При этом все случаи изменения площади наделов и порядок действия при таковых изменениях закреплены на законодательном уровне.

Важно понимать, что при любом фактическом изменении площади участка владелец надела должен заказывать повторную процедуру межевания даже в том случае, если ранее это межевание уже производилось.

В ином случае у него могут возникнуть проблемы в будущем. Например, если владелец соседнего, смежного участка решит провести межевание своего надела, и его границы не будут совпадать с данными на местности.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/drugoi-razmer

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Уточнение границ земельного участка очень часто является вынужденной мерой, даже если ранее они были определены в основных документах, но не были вынесены в натуру.

В этом случае может потребоваться выполнение межевых работ, целью которых станет уточнение имеющихся границ.

Однако, при определённых условиях, площадь участка может увеличиться, если при этом не пострадают интересы владельцев смежных участков.

Законодательное регулирование

Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.

В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.

В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.

Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.

Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.

Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.

В каких случаях можно увеличить площадь участка при уточнении границ

Однако в этом случае следует сразу определить, что внесение таких изменений никак не ущемит их права. Это обусловлено тем, что законом разрешено увеличить площадь земельных участков при уточнении границ только в нескольких случаях.

К таким случаям будут относиться:

  • Необходимость уточнения границ, если сведения об участке, содержащиеся в ГКН, не соответствуют нормативным требованиям об их оформлении;
  • Уточнённая площадь участка не превысит установленные законом предков и нормы для данной категории земель;
  • Если необходимо соблюсти все условия определения границ участка, которые зафиксированы в соответствующих нормативных актах;
  • Если нет возможности определить границы участка по правоустанавливающих документам на него (например, в силу их утраты), и они будут рассчитываться, исходя из фактического положения на местности на протяжении последних пятнадцати лет.

Допустимые пределы увеличения площади участка

Действующее законодательство, в частности, Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”, определил, в каких случаях и на какое количество квадратных метров можно увеличить площадь участка при уточнении границ.

Так, если увеличение будет происходить за счёт участка, принадлежащего тому же собственнику, что и увеличиваемый, например, путём их объединения, никаких ограничений в этом плане нет.

Если же речь идёт об увеличении площади участка, которое осуществляется за счёт свободных земель, прилегающих к исследуемому наделу, то здесь необходимо помнить, что существует ряд ограничений на увеличение площади:

  • Увеличить можно только тот участок, который не “дотягивает” по своему размеру до минимальной нормы (например, для индивидуального жилищного строительства этот размер составляет 6 соток, для личного подсобного хозяйства – 10 и т.д.);
  • Увеличение может быть осуществлено только в том случае, если оно никоим образом не затронет интересы владельцев соседних участков (например, не будет ликвидирован проезд к соседним участкам или закрыт аварийный проезд и т.д.);
  • Увеличить участок за счёт присоединяемых земель можно только на предельную величину минимального размера земельного участка, которая определена соответствующим нормативным актом для земель конкретного целевого назначения.

Если такой размер не установлен, то площадь присоединяемой территории не должна превышать десять процентов от площади исследуемого участка.

Способы увеличения площади участка при уточнении границ

Так как увеличение площади участка при уточнении его границ считается с юридической точки зрения одним из способов получения нового участка, законодатель предпринял попытку ограничить количество вариантов, в которых увеличение площади участка, являющееся, по сути, самозахватом территории, возможно осуществить.

К таким случаям будут относиться:

  1. В случае проведения межевых работ;
  2. При присоединении соседнего участка.

В том случае, если увеличение площади участка происходит при выполнении межевых работ, это будет возможно только тогда, когда собственник исследуемого участка сможет доказать, что площадь его владения в конкретном случае составляет количество квадратных метров меньшее, чем предусмотрено по закону.

Если в процессе уточнения границ выясняется, что к существующему участку можно присоединить другой, находящийся также в собственности у владельца основного, то увеличение площади будет вполне законным.

Возможные проблемы

При увеличении площади земельного участка, если оно происходит при уточнении границ, могут возникнуть определённые сложности с узакониванием полученного участка.

Среди наиболее распространённых следует рассмотреть:

  • Отказ в постановке на кадастровый учёт участка с увеличенной площадью. Возникнуть он может в двух случаях: если кадастровый инженер не смог объяснить необходимость увеличения площади, а также если площадь участка соответствовала нормам эксплуатации для этой категории земель, а после увеличения стала избыточной;
  • Отказ соседей в согласовании новых границ. Кроме обычной соседской вредности в этом случае следует говорить также о том, что такой отказ может быть абсолютно мотивирован тем фактом, что при увеличении границ могут пострадать интересы владельцев смежных участков (при этом речь идёт не о захвате их территории, а об ограничении возможности использования ими своих участков, например, из-за невозможности подъехать на машине);
  • Нарушение норм, в соответствии с которыми может быть увеличен участок (то есть при уточнении границ произошло увеличение площади на количество квадратных метров, превышающих те предельные размеры увеличения, которые зафиксированы в действующем законодательстве).

В том случае, если возникла какая-либо из перечисленных проблем, решением их может стать только повторное уточнение границ с учётом тех сложностей, которые возникли ранее.

Существует ограниченный перечень случаев, когда это можно осуществить. Если при выполнении этих работ были нарушены требования законодательства, в постановке на учёт такого участка будет отказано.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochneniya-granic-uchastka-s-uvelicheniem-ploshadi.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 июля 2019 г. № ОГ-Д23-6853 “Относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О кадастровой деятельности и Федеральный закон О государственной регистрации недвижимости

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Минэкономразвития России относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 150-ФЗ) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” требований (далее – уточненная площадь), не должна быть:

меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), более чем на десять процентов;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Федеральным законом от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 150-ФЗ) статья 42.

8 Закона N 221-ФЗ дополнена в том числе частью 4, согласно которой в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные частью 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, исполнитель комплексных кадастровых работ:

устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.

8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершению выполнения комплексных кадастровых согласно пункту 5 части 2 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ (в редакции Закона N 150-ФЗ) вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

Порядок образования земельных участков и оформления прав на них установлен соответственно главами I.1 и V Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования – 16 сентября 2019 г.

Минэкономразвития разъяснило действия исполнителя комплексных кадастровых работ в случае, когда в результате изменения местоположения границ земельного участка уточненная площадь участка превышает допустимые пределы.

Исполнитель устанавливает местоположение границ участка, включает сведения об объекте в проект карты-плана территории и готовит информацию о возможности образования участка в фактически существующих границах. Сведения вместе с картой-планом передаются заказчику работ.

Эти правила в индивидуальном порядке не применяются.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72615160/

Служба Согласований

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Ладанова Валерия 1445

Предельные размеры земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципальных образований. Согласно Градостроительному Кодексу РФ ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты для территории конкретного муниципального образования.

Соответственно, в ПЗЗ можно найти территориальную зону, к которой относится ваш земельный участок (по карте) и уже для этой конкретной зоны посмотреть минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Рассмотрим, как это можно сделать в онлайн режиме, используя официальные сервисы.

Заходим на сайт https://fgistp.economy.gov.ru/ Министерства экономического развития РФ, который представляет собой Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Рис. 1. Рабочее окно сайта ФГИС ТП

Затем переходим на вкладку документы в верхней правой части страницы и выбираем раздел «По территории». Далее в левой части страницы выбираем интересующий вас субъект РФ, например, Ленинградскую область.

Рис. 2. Список муниципальных районов Ленинградской области

После того, как вы выбрали интересующий вас район (в нашем случае это Всеволожский муниципальный район), переходим к выбору муниципального образования внутри района. В качестве примера мы выбрали Бугровское сельское поселение.

Рис. 3. Сельские поселения Всеволожского муниципального района

После нажатия на интересующее вас муниципальное образование вверху страницы сайта появляется список документов территориального планирования.

Рис. 4. Документы для Бугровского сельского поселения

После этого выбираем документ с названием: Правила землепользования и застройки территории МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Важно, чтобы документ был действующим.

Также необходимо обратить внимание на приказы, которые вносят изменения в ПЗЗ: в таких нормативно-правовых актах могут содержаться новые сведения, касаемые той или иной территориальной зоны. 

В ПЗЗ должна содержаться карта, на которой отображаются территориальные зоны и текст самих правил, в которых прописываются градостроительные регламенты. Рассмотрим градостроительные регламенты для зоны сельскохозяйственного назначения СХ-1 (Зона ведения садоводства и дачного хозяйства). Например:

  • Минимальные размеры земельных участков – 0,06 га или 600 кв.м;
  • Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям: – от жилого строения (или дома) — 3 м; – от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м; – от других построек — 3 м;
  • Максимальная этажность – 3 этажа;
  • Максимальный процент застройки участка – 30%.

Часто минимальный размер земельного участка для ведения садоводства устанавливается равным 6 соткам, иногда встречается 5 соток. Максимальный размер земельных участков устанавливается не всегда, в данном случае он не ограничен.

Зная градостроительные регламенты для своего земельного участка, вы всегда можете понимать, как использовать свой участок в рамках закона и обезопасить себя от неправомерных действий соседей на смежных земельных участках.

Как законно увеличить площадь земельного участка до 10 % ?

Законно увеличить площадь земельного участка до 10 % можно при проведении процедуры уточнения границ земельного участка (при межевании).

Важно, чтобы ваш земельный участок имел кадастровый номер, и чтобы у него не было координат границ в ЕГРН.

Проверить это можно, используя Публичную кадастровую карту (подробнее в нашей статье «Как узнать, проводилось ли межевание земельного участка?» по ссылке https://slujba.spb.ru/blog/Kak-uznat-provodilos-li-mezhevanie-zemelnogo-uchastka.html).

При уточнении границ земельного участка его площадь может быть увеличена на величину не более 10 % от площади, которая прописана в выписке ЕГРН на земельный участок, согласно ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Предположим, что площадь составляет 600 кв.

м, значит, в результате уточнения границ площадь вашего участка может составлять от 540 до 660 кв.м. Правило 10 % может работать как в сторону увеличения площади земельного участка, так и в сторону ее уменьшения.

Важным моментом является то, чтобы вы пользовались территорией земельного участка в существующих границах более 15 лет.

Случаи, при которых площадь земельного участка нельзя увеличить в процессе межевания:

  • Наличие у соседних землепользователей утверждённых и согласованных межевых планов;
  • Изъятие граничащих с уточняемым участком земель общего пользования из оборота;
  • Прохождение границ участка вблизи красных линий территории;
  • Нахождение площади уточняемого участка в пределах максимума, установленного в регионе для земель данного назначения.

Как законно увеличить площадь земельного участка больше, чем на 10 % ?

Законом также предусмотрены случаи, когда увеличить земельный участок можно больше, чем на 10 % за счет прилегающей территории.

Такое возможно при проведении процедуры перераспределения земельного участка и другого земельного участка либо земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству и стоит на кадастровом учете – он сформирован и имеет границы, стоящие на учете в ЕГРН.

Рассмотрим последовательность действий для выполнения прирезки к исходному земельному участку:

  • наличие утверждённого проекта межевания территории (ПМТ);
  • разработка утвержденной схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ) при отсутствии ПМТ;
  • исходный участок стоит на кадастровом учёте;
  • на него оформлено право собственности;
  • он отмежёван: зарегистрированы границы, имеет конкретную площадь;
  • «земельная добавка» и исходный участок должны относится к одной функциональной зоне.

Для образуемого ЗУ должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ:

  • площадь должна соответствовать установленным предельным размерам ЗУ;
  • его границы не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов.

Прирезка не должна создавать ситуации, когда обременения (ограничения), существующие на исходном и добавляемом участке, не позволяют эксплуатировать образуемый надел в соответствии с видом разрешенного использования исходного участка:

  • образуемый участок не должен иметь изломанных границ
  • в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, к недостаткам, создающим препятствия для использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства
  • должны исключаться пересечения границ образованного участка: с границами территориальных зон (зон, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты); с границами лесничеств; с границами лесопарков.

Для земельного участка, образуемого в целях:

  • ведения работ по геологическому изучению недр
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений
  •  водохранилищ
  • иных искусственных водных объектов

требование о пресечении участка с границами территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

Если все необходимые условия выполнены, и ваш земельный участок им соответствует, то в таком случае для прирезки муниципальной земли предусмотрен следующий порядок действий:

  1. Подготовка заявления, содержание которого должно отображать информацию в отношении: паспорта заявителя, его ФИО и места регистрации; кадастрового номера принадлежащего участка и того, который будет присоединяться; почтового адреса заявителя или его электронной почты;
  2. Сбор необходимых документов, включающих: выписку из ЕГРН на землю; копию правоутверждающего документа на землевладение (свидетельства о государственной регистрации права); копию документации, на основании которой объект недвижимости принадлежит владельцу (различные договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственных и муниципальных органов и прочее); проект по межеванию территории, в пределах которой находится земля. При его отсутствии к проекту приобщается схема размещения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории; документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Подача заявления в уполномоченный орган и сформированного комплекта требуемой документации (на личном приеме в бумажном варианте либо в электронной форме посредством сети Интернет);
  4. Рассмотрение представленных документов местной администрацией, в результате которого в тридцатидневный срок выносится решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом владельцу земли направляется соответствующая документация; об удовлетворении ходатайства касаемо присоединения земли и заключение договора; об отказе в присоединении участка. Извещение со ссылкой на норму закона отправляется заявителю.
  5. При положительном решении об увеличении земельного участка, уполномоченный орган организует необходимые кадастровые работы по учету образуемой территории либо предлагает заинтересованному лицу произвести кадастровые работы самостоятельно.
  6. В течение месяца после подачи документации, кадастровым органом подготавливается проект договора о присоединении земли, который направляется заявителю на подпись.
  7. После подписания указанного соглашения, необходимо посетить органы Росреестра и зарегистрировать право собственности на сформированное землевладение. Процедура увеличения земельного участка путем присоединения важна как для собственников такой недвижимости, так и для государства, которое таким образом получает дополнительные финансы, связанные с оформлением прирезок.

После того, как все пункты выполнены, можно смело считать ваш земельный участок прирезанным.

Последствия увеличения площади земельного участка

В результате увеличения площади участка за счёт государственных или муниципальных земель на владельца ложатся следующие обязанности:

  • по выкупу присоединённой части государственной земли;
  • по уплате дополнительной стоимости земельного налога;
  • по эксплуатации присоединённого участка в соответствии с видом разрешённого землепользования;
  • по соблюдению правил публичного сервитута.

Если присоединённая часть находится вблизи проезжей части или через неё проходит дорога, землепользователь должен обеспечить беспрепятственный проход третьих лиц через свой участок. Согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, стоимость выкупа присоединённой земли определяется местным законодательством.

Ценообразование работ по увеличению границ земельного участка

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков. Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки и после этого полученную величину умножить на количество соток, которые планируете прирезать.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли. Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направить запрос в орган государственной власти.

Нормативно-правовые акты по данной статье:

Источник: https://slujba.spb.ru/blog/Zakonnoe-uvelichenie-ploshchadi-zemelnogo-uchastka-pri-mezhevanii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.