Техника жкх

Коммунальные машины для обслуживания дорог и улиц

Техника жкх

Материалы о коммунальной технике мы помещаем на страницах нашего журнала регулярно, с первого года его выхода — и, как правило, выбор машин и оборудования, о котором в них идет речь, определяется сезонностью.

Однако в последние годы, когда природа в России (да и по всему миру) преподносит невиданные сюрпризы, нередка ситуация, при которой техника сперва убирает с дорог и улиц обильный первый снег и уже потом — опавшие с деревьев листья.

Учитывая это, мы включили в наш сегодняшний обзор коммунальной техники как машины с ярко выраженной сезонностью применения, так и всесезонные, предполагая, что пригодиться в это время года могут и те, и другие.

О коммунальных машинах как особом сегменте спецтехники в нашей стране уместно говорить в последние полвека — именно за этот период времени на службе городского хозяйства появлялось все больше машин, позволявших решать специфичные задачи по уборке территории, чистке и ремонту коммуникаций разного рода, вывозу мусора и ряд других.

В основном это были машины отечественного производства.

Однако в последнее десятилетие прошлого века в сегменте коммунальной техники начали происходить противоречивые процессы: с одной стороны, начал формироваться рынок, на котором кроме российских образцов стали появляться и зарубежные, с другой — отечественные производители переживали большие потрясения, особенно после 1998 года.

Только в начале нового века российский рынок коммунальной техники стал заметно оживать, увеличиваясь на 5—8% ежегодно — разумеется, за исключением кризисных лет в конце прошлого и середине нынешнего десятилетий.

Только прошлый, 2017 год стал первым за продолжительное время, когда показатели продаж коммунальных машин в нашей стране снова пошли вверх; в нынешнем году эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение роста рынка. Нынешняя ситуация — следствие целого ряда причин, главные из которых — общая стабилизация российской экономики, реализация программы по переводу техники для ЖКХ на газомоторное топливо, а также действующая с третьего квартала прошлого года десятипроцентная скидка на приобретение спецтехники в лизинг.

Современный рынок коммунальной техники в России сравнительно невелик. От общего объема спецтехники в стране он составляет чуть больше пяти процентов. Внутри самого сегмента машин для ЖКХ больше всего комбинированных дорожных машин — их более трети.

За ними идут мусоровозы, илососные машины (приближаются к трети от общего объема), и далее — подметально-уборочные и каналопромывочные машины (вместе — менее трех процентов от общего числа коммунальной техники).

Если говорить о тенденциях на российском рынке коммунальной техники, в настоящее время уменьшается количество среднетоннажных машин массой до 12 тонн и возрастает число мощной, производительной техники, используемой для уборки в больших городах — речь о технике снаряженной массой от 20 тонн и более.

Обновление парка коммунальных хозяйств страны идет довольно быстро, учитывая, что износ основных средств в отечественном ЖКХ достигает 65%. Другая тенденция — стремление предприятий коммунальной сферы приобретать более универсальную технику и снижение количества узкоспециализированных машин, которые в течение года работают считанные недели.

В связи с этим наметился рост продаж в подсегменте сменного оборудования, в первую очередь отечественного и производства стран СНГ (Республики Беларусь). Производители отечественных навесных и прицепных агрегатов в плане качества продукции ориентируются на западные аналоги, предлагая их при этом за меньшие деньги.

Это не касается узкоспециализированной навески, некоторые образцы которой до сего дня производятся только за рубежом и в нашей стране аналогов не имеют. Шасси для коммунальной техники предприятиями ЖКХ чаще приобретаются также отечественного производства — по причине их бюджетной стоимости и ремонтопригодности.

Среди всего многообразия типов, видов и подвидов коммунальных машин техника, предназначенная для уборки дорог и улиц, используется, пожалуй, чаще, чем любая другая.

Совершенно понятно стремление руководителей предприятий ЖКХ и дорожных организаций обзавестись машинами, способными выполнять максимум полезных функций как в холодное, так и в теплое время года, а также в межсезонье, — именно этим объясняется лидирующее положение комбинированных дорожных машин по объему продаж в России.

Однако есть и довольно специфичные виды техники — например, аварийно-ремонтные машины и ряд других, — которые заменить очень трудно. Поэтому в наш сегодняшний обзор мы включили и, условно говоря, универсальные, и узкоспециализированные модели.

Начнем, пожалуй, с универсала — причем с новинки. В начале нынешнего года группа компаний «Коминвест-АКМТ» представила комбинированную дорожную машину МКДУ-1 с распределителем твердых реагентов «Урсус», выполненным из нержавеющей стали.

Согласно своим эксплуатационным характеристикам, эта КДМ без труда справляется с работой и на городских улицах и площадях, и на трассе за городом, причем, в зависимости от комплекта сменного оборудования, способна делать это и зимой, и летом.

Базовой машиной для «Урсуса» стал КАМАЗ-65115 с колесной формулой 6х4, причем КДМ можно установить как в самосвальный кузов, так и непосредственно на шасси.

Отбор мощности для привода саморегулируемого гидронасоса производится от маховика двигателя, минуя коробку передач, тем самым облегчается управление навесным оборудованием.

В люксовой комплектации машина оснащена гидроагрегатом фирмы Danfoss, срок эксплуатации которого составляет пятнадцать лет.

Распределитель реагентов «Урсус» также рассчитан на весьма длительный срок службы: нержавеющая сталь, из которой он сделан, устойчива к действию даже агрессивных химикатов. Бункер для реагентов сужен в нижней части — такое техническое решение исключает попадание твердых веществ в цепной привод транспортера.

Хотя «Урсус» и именуется распределителем твердых реагентов, этот агрегат способен работать и с твердыми реагентами с увлажнением, и с реагентами жидкими — емкости для жидких веществ предусмотрены в качестве опции и крепятся к корпусу распределителя.

Вибраторы, которые не дают слеживаться в бункере песку и соли, также устанавливаются на распределитель в качестве дополнительного оборудования.

В задней торцевой части «Урсуса» находятся блок управления и гидравлический насос для жидких реагентов.

Блок управления получает данные с тарелки и транспортера распределителя, а также значение скорости автомобиля и обеспечивает равномерность и одинаковую плотность посыпки дороги независимо от скорости движения машины.

Скоростной отвал ТОМЕЗ-2008К, который устанавливается на новую КДМ впереди, обеспечивает очистку полосы шириной 2,8 метра при движении от 50 километров в час и более — при этом отвал отбрасывает снег на расстояние около двенадцати метров. В качестве дополнения на машину может быть установлен и боковой отвал ТОМЕЗ-1 с рабочей шириной 2,15 метра.

Управление коммунальным оборудованием МКДУ-1 водитель осуществляет из кабины. В максимальной комплектации его рабочее место оснащено ЖК-дисплеем, на котором отображаются все данные о работе машины, а также джойстиками, обеспечивающими предельно точное управление отвалами.

Для летнего обслуживания дорог и улиц более предпочтительными — прежде всего по причине своей ремонтопригодности — являются коммунальные машины на базе отечественных грузовиков. Один из таких образцов — универсальная дорожная машина УДМ-80ЕС c колесной формулой 6х4 на шасси КАМАЗ-65115 или КАМАЗ-6520.

Выпускаемая компанией «ЕлАЗ», эта машина отлично экипирована оборудованием для работы как летом, так и зимой — однако здесь мы рассмотрим поближе ее вариант для теплого времени года.

Особо следует отметить, что, хотя главной специализацией татарстанского производственного объединения является разработка и производство оборудования для нефтегазового комплекса — бурения, ремонта и обслуживания скважин, — с выпуском коммунальных машин «ЕлАЗ» также справляется успешно.

Универсальная дорожная машина УДМ-80ЕС на базе газомоторного автомобиля КАМАЗ-65115 предназначена для круглогодичного содержания автомобильных дорог с твердым покрытием всех категорий.

Если зимой она чистит трассу и обочины от снега и распределяет по проезжей части реагенты, то летом ее используют для мойки и поливки дорожных покрытий и элементов инфраструктуры автомобильных дорог: прилотковых полос, зеленых насаждений, а также для транспортировки сыпучих и прочих грузов.

При этом замена одного оборудования на другое на УДМ-80ЕС осуществляется в течение 15—30 минут без использования грузоподъемных механизмов.

Для работы летом машина с самосвальным кузовом объемом 10 кубометров комплектуется щеткой уборочной средней рабочей шириной 2500 миллиметров и диаметром 550 миллиметров.

  Кроме того, на универсальную дорожную машину устанавливается оборудование для мойки жестких барьерных ограждений — щетка диаметром 900 миллиметров; высота обрабатываемой ей при этом зоны составляет от 270 до 1300 миллиметров, а рабочая скорость — 6 километров в час.

С целью подачи воды для поливочного оборудования на УДМ устанавливается цистерна емкостью 10 кубометров — ширина обрабатываемой при этом полосы составляет от 4 до 18 метров. Машина также комплектуется инструментом для мойки дорожных знаков и элементов обустройства дороги.

Особо отметим, что в качестве силового агрегата для базового шасси УДМ-80ЕС используется двигатель КАМАЗ-820.62-300 экологического класса Евро-4, работающий на компримированном природном газе.

К сожалению, далеко не все работы по обслуживанию дороги или городских улиц можно выполнить с помощью джойстика из кабины КДМ или УДМ.

Обслуживание и ремонт элементов дорожной инфраструктуры и различных городских коммуникаций требует труда специалистов разного профиля — и, соответственно, специализированного автотранспорта, способного оперативно доставить их в нужное время со всем необходимым оборудованием и инструментом.

К числу таких машин относятся автомобили для аварийных служб. Существует большое число разновидностей этих машин — и большое число предприятий, их выпускающих.

Особенностью автомобилей аварийных служб является наличие в них пассажирского и рабочего отсека; в салоне такой машины нередко установлено множество различных полок, рундуков и шкафов, на которых располагается необходимое оборудование и инструмент.

Один из удачных, на наш взгляд, образцов машины для аварийной службы — аварийно-ремонтная мастерская «Мавр» на шасси ГАЗ-3309, которая выпускается производственной компанией «Автомастер».

Мобильный агрегат «Мавр» обеспечивает выполнение бригадой специалистов газосварочных, электросварочных, слесарно-монтажных, покрасочно-восстановительных, грузоподъемных и других работ на трассе или в городе.

В базовой версии «Мавр» комплектуется автономным предпусковым подогревателем двигателя, механической лебедкой, рассчитанной на нагрузку в 6 тонн, краном-стрелой, находящейся в транспортном положении на крыше фургона, рейлингами для крепления груза на крыше, двумя фарами-искателями — и, конечно же, фургоном-мастерской типа кунг для доставки и организации труда ремонтной бригады с оборудованием и инструментом. Усиленный фургон каркасного типа из плакированного металла утеплен пенополистиролом, изнутри облагорожен ламинированной фанерой, имеет настил пола из автолина, а также два раздвижных и четыре глухих окна, два светильника и аварийно-вентиляционный люк. Внутри фургона установлен автономный дизельный отопитель с разводкой тепла.

Что касается технологического оборудования, которое «Мавр» несет на борту, здесь в наличии имеются автономный генератор, электроразводка с внешним вводом сети 380 v, сварочный выпрямитель, пост газовой резки (кислородный и пропановый баллон, горелка, резак, комплект редукторов, 50 метров шлангов подачи кислорода и пропана), оборудование для покраски (компрессор, шланг с быстросъемом, краскопульт), сиденье-рундук с отсеком для инструмента, тиски и слесарный верстак с ящиками, сверлильный станок на станине, электроточило на подставке, осевой вентилятор и мотопомпа с комплектом рукавов. Для удобной работы с оборудованием, размещенным внутри, фургон передвижной мастерской оснащается технологическими люками доступа к оборудованию снаружи фургона и изолированными изнутри отсеками для поста газовой сварки. Все оборудование  изготавливается компанией-производителем и крепится болтами в закладные элементы, вваренные в каркас фургона.

Таким образом, «Мавр» представляет собой прекрасно экипированный образец автомобиля для аварийной службы. Техника этого типа, широко эксплуатируемая дорожниками и предприятиями ЖКХ, несомненно, заслуживает более детального разговора — и мы обязательно вернемся к этой теме в одном из будущих номеров нашего журнала.

Источник: https://proteh.org/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afabbe9256d5c10df008539/kommunalnye-mashiny-dlia-obslujivaniia-dorog-i-ulic-5de600f51d656a00aeaf3869

Коммунальная техника в системе ЖКХ

Техника жкх

Д. Туленков

Без эффективного парка коммунальной техники трудно представить полноценную работу всей системы ЖКХ, а значит, и нормальное функционирование городской жизни.

Коммунальная техника обеспечивает бесперебойную работу дорожно-транспортной системы, систем водопровода и канализации, предотвращает в буквальном смысле этого слова «погребение» города в отходах и мусоре.

Ассенизационная машина MORO Televico

В важнейшем сегменте коммунальной техники – подметально-уборочных машин широко распространены машины, смонтированные на шасси грузовых автомобилей, а также машины прицепного типа, такие как «Магистраль» («Спецмаш», Пенза), «ЧистоГор» («РАРЗ», г. Ряжск), «ПуМа» («КоРМЗ», Кемерово).

Широко известны отечественные тротуароуборочные машины ПУМ-99 (на базе ЗиЛ-433362), ПУ-93 (ГАЗ-3307), ПУМ-1 (ГАЗ-3307), ПУ-94 (ЗИЛ-433362) и достаточно качественная и надежная всасывающая подметально-уборочная машина КО-326. КО-326 массой 19,5 т, скромная по размерам (6,7х2,5х3,4 м) и с большим к.п.д.

(95%), предназначена для очистки дорог с асфальтовым или цементобетонным покрытием от мусора.

С ее помощью осуществляют полный цикл уборочных и разгрузочных работ – от улиц до места утилизации отходов.

В состав ее спецоборудования входят бункер-мусоросборник, система всасывания и подачи в бункер, водяная система, автономный двигатель для привода всех рабочих органов спецоборудования, гидросистема, щетка, лотковая щетка, щетка подборщика, пульт управления.

Разгрузка бункера-мусоросборника самосвальная, привод рабочих органов – гидравлический. Управление рабочими органами, спецоборудованием и автономным двигателем осуществляется с пульта в кабине.

Multicar с навесной щеткой-сметкой

Незаменимы на уборке улиц бульдозеры-погрузчики на базе тракторов: их используют на уборке в большинстве российских городов, поскольку стоят они сравнительно недорого, надежны и просты в эксплуатации.

Хороший пример – бульдозер-погрузчик ДЗ-133, оснащенный ковшом и отвалом.

Его применяют для планировки грунта и мусора отвалом, засыпки ям и траншей, погрузки и транспортировки сыпучих материалов, подъема и перемещения штучных и тарных грузов, всесезонной очистки проезжей части.

Шнекороторные снегоочистители очищают дорожное покрытие от снега, удаляют снежные валы, образованные другими снегоочистителями, отбрасывая снег в сторону или загружая в транспорт. Фрезы для механизированной уборки очищают ото льда дороги, улицы (хорошая машина – ФЛФ-1600, скалывает лед на глубину до 100 мм, обрабатывая полосу шириной 1,6 м).

Важная роль в парке российской коммунальной уборочной техники отводится многоцелевым коммунально-строительным машинам (МКСМ), в частности, производства Курганмашзавода. Каждая вторая машина класса МКСМ, купленная в России, выпущена этим предприятием. Кроме них в номенклатуре предприятия более 60 наименований различного навесного оборудования.

У популярной модели Курганмашзавода МКСМ-800 грузоподъемностью (г/п) 800 кг максимальная разгрузочная высота составляет 2410 мм. Ее габаритные размеры очень небольшие – 221532701680 мм, это обеспечивает ее широкое применение в самых разных сферах вплоть до садово-парковых хозяйств.

Небольшие универсальные автомобили очень удобны для коммунальных работ

Сравнивая отечественные и импортные подметально-уборочные машины (ПУМы), надо отметить, что в целом в основе их две принципиально разные концепции работы. Действие большинства импортных ПУМов основано на вакуумном или вихревом принципе.

Вакуумный – это принцип обыкновенного бытового пылесоса, а в основе действия вихревой подметально-уборочной машины – вихревая газодинамическая система. В процессе ее работы отрыв и подъем твердых и жидких загрязнителей от поверхности и перенос их в рабочий бункер происходит за один цикл.

В вихревой уборочной машине отсутствуют вращающиеся щетки, механизмы их привода.

Из импортных ПУМов на российском рынке наиболее широко представлены такие бренды, как Johnston sweepers (серия V-Range, Великобритания), KROLL, Bucher Schоrling, Schwarze и Hover, Farid, MORO (Италия), Multicar Spezialfahrzeuge GmbH (ФРГ). Свои разработки в линейке коммунальной техники есть у компаний Dressta, Bomag и др.

Весьма интересны многофункциональные коммунальные машины для выполнения широчайшего спектра уборочных работ. Multicar M26 массой 4,8 т с двигателем IVECO развивает скорость до 90 км/ч, ее производят в трех базовых модификациях:

• Transline грузоподъемностью (г/п) до 2,7 т – спецверсия для перевозки грузов в самосвальном кузове или в специальном контейнере с возможностью саморазгрузки;

МКСМ со шнекороторным снегоуборочным плугом

• Ecoline – базовое шасси для установки специального навесного оборудования для стационарной работы;

• Profline – усовершенствованное шасси с трехконтурным гидрооборудованием для работы с несколькими видами навесного оборудования.

Multicar Tremo производят в двух модификациях – Tremo Carrier и Tremo Carrier S, различающихся мощностью гидравлических систем. У Multicar Fumo четыре модификации, различающиеся также мощностью гидросистемы и возможностью выполнения работ с точным маневрированием на базе модификации Multicar Fumo Сarrier H.

Менее известны, но также весьма интересны машины швейцарской фирмы Marsel Boschung AG.

Delfi массой 11 т оборудована отвалом для уборки снега и шнекороторным агрегатом для его уборки, разбрасывателем песко-соляной смеси и может работать с гидравлическим краном-манипулятором, тросовой лебедкой.

Delfi можно использовать для установки телефонных и осветительных столбов и мачт, уплотнения грунта и транспортировки груза с опрокидыванием кузова на три стороны.

Jetbrum – более тяжелая машина (21 т) и кроме перечисленного выше оборудована установкой для скашивания травы вдоль автострад на склонах высотой до 6 м, может очищать открытые канализационные стоки вдоль дорог. При уборке снега развивает рабочую скорость до 80 км/ч.

Мусоровоз-«малютка» не повредит тротуар и газоны, «проскользнет» в любой узкий проезд

В сегменте мусоровозов лидируют разработки итальянской компании Farid и отечественные разработки разных модификаций КО. Мусоровозы с боковой и задней загрузкой Farid PN9, T1 и T1H Narrow могут базироваться и на импортных шасси, и на шасси МАЗ, КамАЗ, «Урал».

Вместимость их кузовов – от 9 до 16 м3, у Farid T18C, Farid Selecto 19, Farid T19C этот параметр больше – 18…19 м3. У модификации Selecto есть возможность раздельной загрузки в кузов и загрузочный бункер. У мусоровоза Farid FMO-21 с кузовом вместимостью до 21 м3 есть возможность боковой механизированной загрузки.

Самые крупные мусоровозы марки Farid – FMO-30 и T30A с кузовом на 30 м3. Время подъемного цикла этих мусоровозов – 35…40 с.

Из отечественных разработок этого вида техники широко применяется модель КО-427 для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО). Этот тип мусоровоза позволяет загружать приемный бункер вручную с помощью небольших емкостей.

Прессующий механизм из двух стальных плит приводится в действие четырьмя гидроцилиндрами. Выгрузка отходов из кузова осуществляется выталкивающей плитой.

Управляют процессами захвата, выгрузки и прессования с пульта на левой боковине заднего борта.

На мусоровозе КО-449-02 на шасси КамАЗ с прессующей плитой выгрузка производится самосвальным способом. Управление рабочими процессами осуществляется из кабины и дублируется с пульта в правой задней части кузова.

На мусоровозе предусмотрена регулировка частоты вращения двигателя, что позволяет вести работу манипулятора на холостом ходу и производить прессование на повышенных оборотах.

Автомобили со сменными кузовами очень удобны
для коммунальных работ

Мусоровоз с боковой загрузкой КО-449 со сходными параметрами отличается новым исполнением кузова.

Для улучшения условий обслуживания мусоровоза при эксплуатации трубопроводы гидросистемы вынесены из межлонжеронного пространства, а гидрораспределитель помещен на правую сторону надрамника, что обеспечивает свободный доступ к элементам гидрооборудования независимо от положения кузова. У манипулятора теперь новая конструкция захвата за переднюю стенку: так называемый «укороченный прижим».

Портальные и контейнерные мусоровозы также представлены на российском рынке модификациями КО, а наиболее интересные из них – КО-450 и КО-452. Контейнерный мусоровоз КО-450 для сбора ТБО и крупногабаритного строительного мусора, его транспортировки и разгрузки базируется на шасси ЗИЛ, АМУР или МАЗ.

В состав спецоборудования входят следующие основные узлы: надрамник, стрела, контейнер, аутригеры, гидросистема, система трубопроводов, электрооборудование. Съемный открытого типа контейнер может фиксироваться в любом промежуточном положении. На контейнер можно крепить тент. Разгрузка осуществляется самосвальным способом.

Мусоровоз КО-452 может работать с контейнерами как открытого, так и закрытого типа. Работает он в двух режимах:

• погрузочно-разгрузочное устройство, приводимое в действие гидросистемой, обеспечивает подъем контейнера с площадки и установку его на надрамник шасси, а также перемещает контейнер в обратном направлении;

Мусоровоз FARID

• погрузочно-разгрузочное устройство может модифицироваться и разгружается самосвальным способом через задний борт.

Одна из самых «деликатных» сфер работы коммунальной техники – это ассенизационные работы, осуществляемые вакуумными машинами.

Для этих целей широко используются популярные иностранные машины марки MORO и отечественные модификации КО, в частности хорошая и безотказная машина КО-529 на шасси ЗИЛ, АМУР и ГАЗ.

В состав ее спецоборудования входят цистерна на 3,75 м3, вакуумный насос с приводом, сигнально-предохранительное устройство, приемный люк с всасывающим шлангом, краны управления с трубопроводом, площадки обслуживания. Цистерна заполняется жидкими отходами за счет разрежения.

При заполнении цистерны сигнально-предохранительное устройство срабатывает и отключает подачу жидкости. Опорожнение производится как самотеком, так и под давлением. Близкородственный сектор к этим установкам – илососные и каналопромывочные машины.

Важная часть коммунальной техники – сменное (навесное) оборудование.

Это разного рода заглушки для временного герметичного перекрытия внутренней полости трубопроводов при ремонтно-восстановительных и аварийных работах, водораспределительные краны (как правило, четырехходовые) для управления каналопромывочными насадками; собственно насадок донный каналопромывочный для прочистки коллекторов и канализационных трубопроводов; насадок реверсивный для жировых отложений (можно использовать в качестве реверсивного) для эффективной очистки труб от жировых отложений благодаря наличию поперечных сопел, создающих закрученные по стенкам трубы водяные струи; насадок двухрежимный каналопромывочный; насадок проходной каналопромывочный для профилактической очистки трубопроводов диаметром до 600 мм; эжекторные насосы, способные облегчить работу каналопромывочных и комбинированных машин, позволяющие выполнять технологические операции по откачке воды из колодцев и отстойников; мойки высокого давления. Наконец, важнейшее навесное оборудование – это, конечно, щетки дисковые и лотковые, а также щеточные диски. Правильно подобранные качественные щетки – залог эффективной работы любой коммунальной техники, задействованной на уборке территорий.

Самосвальная разгрузка бункера мусоровоза

Для такой северной страны, как Россия, важнейшим навесным оборудованием является предназначенное для борьбы со снежными заносами – им оснащают шнекороторные, фрезерно-роторные, плужно-роторные и лаповые снегоочистители.

Лаповые снегопогрузчики на базе, как правило, двухосного полноприводного спецшасси применяют в условиях большого города, когда нет возможности далеко отбрасывать собранный снег. Его рабочим органом является скребковая лопата с лаповыми захватами и стреловидный транспортер.

Обычно каждый производитель сменного оборудования для коммунальной техники имеет свою оригинальную номенклатуру и свои эксклюзивные разработки.

Весьма интересен список оборудования производства Смоленского автоагрегатного завода и ОАО «Комплексные дорожные машины» (Смоленск), Ряжского авторемонтного завода.

Среди других производителей можно выделить Северодвинский завод дорожных машин, Тосненский механический завод, Кемеровский опытно-ремонтный завод, белорусский «Амкодор», ОАО «Коммаш» (Арзамас), Дмитровский экскаваторный завод, ООО «Спецдормаш» (г.

Миасс), «Башсельмаш» (г. Нефтекамск), Уральский автомоторный завод (Новоуральск).

Источник: https://os1.ru/article/5339-kommunalnaya-tehnika-v-sisteme-jkh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.