Судебная практика по коммунальным платежам и услугам

Содержание

Судебная практика по коммунальным платежам и услугам (коммуналке) – в 2020 году, задолженность, исковая давность, порядок взыскания, перерасчет

Судебная практика по коммунальным платежам и услугам

Если гражданин отказывается или просто по какой-либо причине не оплачивает предоставленные коммунальные услуги, к нему начинают использоваться различные меры.

В таких ситуациях гражданам будет полезно узнать о том, как на сегодняшний день выглядит судебная практика по задолженности по коммунальным платежам.

Законодательные нормы

В первую очередь, стоит отметить определенные нормы законодательства, которыми регламентируются подобные правоотношения.

В частности, данный вопрос прописан в пункте 118 Правил, в соответствии с которыми регламентируется порядок предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных или же частных домов.

Помимо этого, все вопросы, связанные с коммунальными платежами, прописаны в статьях 309 и 311 Гражданского кодекса, а также частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса.

В соответствии с указанными нормами каждый гражданин должен в обязательном порядке делать своевременные и полноценные платежи за потребляемые коммунальные услуги. По указанию Конституционного суда соблюдение данных норм позволяет добиться баланса между интересами исполнителей и потребителей.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 309. Общие положения

Статья 311. Исполнение обязательства по частям

Гражданско-процессуальным законодательством предусматривается всего два варианта того, как коммунальные службы могут взыскать задолженность с неплательщика – воспользоваться приказным производством или же принять участие в полноценном исковом производстве.

Последствия возникновения долгов

Управляющие компании имеют широчайший спектр доступных средств, позволяющих им воздействовать на владельцев недвижимости, которые не оплачивают предоставленные коммунальные услуги в установленные сроки:

Размещение определенных списков должников на специализированном информационном стендеПодобное психологическое воздействие довольно редко приводит к ожидаемому результату, но, так как определенный шанс возвращения оплаты все-таки присутствует, уполномоченные сотрудники коммунальных органов прибегают к подобному способу. Однако далеко не всегда юристы одобряют такие действия, потому что нередко из-за тех или иных ошибок в списке оказываются добросовестные жильцы, которые, ожидаемо, подают исковое заявление на управляющую компанию с требованием о возмещении морального ущерба.
ПеняПодобная мера уже отличается наличием определенного юридического основания, так как в статье 155 Жилищного кодекса говорится о том, что в случае неоплаты положенной суммы на нее начинает начисляться процент в виде 1/300 от установленной Центральным банком ставки рефинансирования. В отличие от других гражданско-правовых отношений увеличение общей суммы процентной ставки в соответствии с действующим законодательством не предусматривается. Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Ограничение или прекращение предоставления определенных услугИменно эта мера на сегодняшний день считается наиболее действенной, но для ее использования должно соблюдаться достаточно большое количество различных условий. В частности, должник должен получить несколько письменных предупреждений о том, что в случае неуплаты по отношению к ним могут использоваться подобные меры. Помимо этого, отключать канализацию или холодную воду в принципе запрещено.
Передача задолженности коллекторским агентствамСтоит отметить, что данная мера находится на грани законности, особенно, если принимать во внимание все особенности работы подобных организаций. Многие судебные органы в принципе признают данный способ досудебного регулирования как соответствующий нормам статьи 35 Конституции.
Выселение
  • Подобные меры могут использоваться исключительно по отношению к нанимателям социальной недвижимости. В качестве основания для выселения может рассматриваться исключительно судебное решение, так как это прописано в статье 90 Жилищного кодекса.
  • Само же решение могут вынести только в том случае, если возникновение задолженности произошло более шести месяцев назад по причине, не являющейся уважительной. В данном случае судебная практика является предельно однозначной, так как задолженность по предоставленным коммунальным услугам представляет собой достаточное основание для того, чтобы освободить помещение от человека, которому оно было предоставлено муниципальными органами.

Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения

Если человека все-таки выселяют из муниципальной квартиры, ему должны предоставить какое-либо другое жилье.

Рассмотрение дела в исковом производстве

В процессе вынесения судебного решения о возможном взыскании задолженности судебные органы должны определить полный перечень обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, а также определить, какой именно из сторон нужно будет доказывать всевозможные факты, способные поменять на разрешение спора.

По указанной категории споров в качестве юридически значимых моментов можно выделить:

  • какой способ использовался для управления многоквартирным зданием, в котором располагается квартира должника;
  • есть ли право у управляющей компании на то, чтобы самостоятельно определять тарифы, которые будут использоваться в процессе расчета оплаты за поддержание помещений в надлежащем состоянии;
  • если на территории дома не создавалось специализированное товарищество владельцев или жилищный кооператив, то в таком случае определяется, было ли в указанный промежуток времени проведено общее собрание владельцев недвижимости, на котором был определен точный размер оплаты за поддержание недвижимости в надлежащем состоянии;
  • какие тарифы использовались должником в процессе проведения расчетов оплаты за содержание недвижимости;
  • кто утверждал тарифы.

Это только приблизительный перечень обстоятельств, которые могут использоваться судом для принятия время, в то время как на практике может использоваться еще ряд других.

Если в судебном порядке в процессе вынесения судебного приказа о принудительном взыскании долга не принимались во внимание эти или же какие-либо другие обстоятельства, которые имеют реальное юридическое значение в принятии решения по данному виду спора, в дальнейшем спор будет рассматриваться исключительно в порядке полноценного искового производства.

Срок исковой давности

Подобные судебные разбирательства рассматриваются на основании общей исковой давности, которая в соответствии с действующим законодательством составляет три года. Но при этом стоит отметить тот факт, что плательщики коммунальных услуг сохраняют за собой дебиторскую задолженность, которую, правда, могут списать как безнадежную.

В то же время выставление управляющей компании претензии на полную сумму задолженности и последующее добровольное исполнение требования со стороны плательщика не может рассматриваться как безосновательное перечисление установленной суммы.

Судебная практика по задолженности при перерасчете по коммунальным платежам

Изучение судебных разбирательств по данному вопросу показало, что вместе с исками, в которых указывалось требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержанию недвижимости, также заявлялись требования о том, чтобы выселить нанимателей жилого помещения, а также членов их семей, которые проживают вместе с ними, в какое-либо другое жилье.

В процессе проведения подготовки таких дел к судебному разбирательству суды принимали во внимание следующие обстоятельства, как имеющие значение для дела:

  • сумма задолженности, а также срок, на протяжении которого она не была погашена;
  • возможное наличие каких-либо уважительных причин, по которым обязанное лицо не оплачивало коммунальные услуги;
  • соответствие предоставленной недвижимости установленным законодательством требованиям.

Таким образом, к примеру, решением суда была взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг на сумму 26 770 рублей, но при этом управляющая компания получила отказ в возможности удовлетворения исковых требований, связанных с выселением человека из занимаемой им недвижимости на основании факта неоплаты.

В другом случае было отказано в выселении семьи, состоящей из трех граждан, в новое жилье помещение, площадь которого составляла 17 м2, так как она не соответствовала той площади, которая прописана в действующем законодательстве.

Порядок взыскания

После того, как исковое требование удовлетворяется и вынесенное решение приобретает законную силу, на его основании осуществляется оформление исполнительного листа. Данный лист предоставляется судебным приставам для того, чтобы они могли принудительно исполнить указанное решение.

Задолженность по коммунальным услугам взыскивается судебными приставами в стандартном порядке, то есть путем накладывания взыскания на:

  • определенную часть доходов должника;
  • все имущество, принадлежащее гражданину, помимо утвержденного перечня вещей, на которые в соответствии с действующим законодательством его накладывание не предусматривается;
  • банковские счета или какие-либо другие активы.

Таким образом, приставам предоставляется полный спектр возможностей для того, чтобы всецело реализовать решение суда.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/sudebnaja-praktika-po-kommunalnym-platezham/

Судебные споры об оплате коммунальных услуг

Судебная практика по коммунальным платежам и услугам

Похожие судебные споры об оплате коммунальных услуг и жилого помещения могут по-разному решаться судами. Чтобы исключить путаницу и обеспечить единую судебную практику, Пленум Верховного суда РФ опубликовал постановление N 22.

В постановлении Верховный суд РФ рассказал, как суды должны подходить к решению подобных споров.Как суды решают споры об общем имуществе в МКД

Какие вопросы рассмотрел ВС РФ

В постановлении N 22 вы найдёте заключения о том:

  • как решаются процессуальные вопросы,
  • из чего складывается структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
  • как определяется порядок внесения платы,
  • какие существуют меры социальной поддержки.

Верховный суд РФ напомнил, что предоставление КУ можно приостановить или ограничить только после письменного предупреждения должника. Сама по себе задолженность не считается основанием для приостановления КУ.

Часто возникает вопрос, в какой суд обращаться за решением споров об оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Такие споры, рассматривают мировые суды и суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

У таких споров есть срок исковой давности – три года. Срок начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать:

  • о нарушении своего права;
  • о том, кто является ответчиком по иску.

Если в суд обращаются за перерасчётом платежей, то факт неоказания или ненадлежащего оказания КУ подтверждается:

  • актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг;
  • актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ.

Акты составляются исполнителем коммунальных услуг, а к другим средствам доказывания по ст. 55 ГПК РФ относятся, например, показания свидетелей, аудиозаписи, видеозаписи и заключения эксперта.

Верховный суд РФ объяснил, в каких случаях предоставляются и не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и КУ.

Например, субсидия не предоставляется поднанимателям жилого помещения и временным жильцам. Потому что они не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением.

В субсидии нельзя отказать, если есть уважительная причина возникновения задолженности.

Такой причиной может быть:

  • невыплата заработной платы в срок,
  • тяжелое материальное положение из-за утраты работы и невозможности трудоустройства,
  • болезнь,
  • лечение на стационаре должника или членов его семьи,
  • наличие в семье инвалидов или несовершеннолетних детей.

Как разрешить препятствия в пользовании общим имуществом

Процессуальные вопросы

Чтобы правильно определить суд, в который следует обратиться с иском об оплате коммунальных услуги жилого помещения, нужно внимательно изучить правила, установленные ст. ст. 23 и 24 ГПК РФ.

Например, в мировой суд обращаются с исками о перерасчёте платы в связи с оказанием КУ ненадлежащего качества. При этом цена иска не превышает 50 000 рублей.

В районный суд приходят с исками об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Потому что такие иски не подлежащие оценке.

Как правило, требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и КУ рассматриваются по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Также иски можно предъявлять в суд:

  • по месту жительства или по месту пребывания истца,
  • по месту заключения или месту исполнения договора (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

О содержании общего имущества

Верховный суд РФ напоминает, что при разрешении споров, связанных с оплатой общего имущества в МКД, важно помнить, что к общим считается только имущество, отвечающее признакам из ст. 36 ЖК РФ и из п. 1 ст. 290 ГК РФ.

Также нужно понимать, что утверждённый на ОСС размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД не может устанавливаться произвольно. Размер платы должен устанавливаться так, чтобы обеспечить содержание общего имущества по требованиям ч. 1 ст. 156 ЖК РФ.

Управляющая организация не может в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения.

Не может она и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы по договору управления (ч. 7 ст. 156, ч. ч. 1, 2, 3 и 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст.

450–453 ГК РФ).Как избежать административной ответственности в сфере управления МКД

О взимании платы

Много вопросов возникает с оплатой коммунальных услуг и жилого помещения нанимателями. Если у нанимателя нет договора социального найма жилого помещения в письменной форме, он всё равно должен платить за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Вносить плату должен не только наниматель, но и живущие с ним члены его семьи, имеющие равное с нанимателем право на жилое помещение (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 2, 3 ст. 69 и ст. 153 ЖК РФ).

Они к тому же несут солидарную ответственность за невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Если бывший член семьи нанимателя сохраняет право пользования жилым помещением, он самостоятельно отвечает за оплату жилого помещения и КУ. Но только если он заключил с управляющей организацией и нанимателем соглашение, определяющее порядок и размер его участия в расходах (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, ст. 421 ГК РФ).

Если такого соглашения нет, суд определяет размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения. При расчёте учитывается количество лиц, имеющих право пользоваться этим жилым помещением (ст. 249 ГК РФ).

У управляющей организации появляется обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соглашение и выдать ему отдельный платёжный документ на оплату жилья и КУ.

Проблемы бывают с несовершеннолетними собственниками. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут родители этого несовершеннолетнего, независимо от того, живут они с ним или нет (ст. ст. 21, 26, 28 ГК РФ и ст. ст. 56, 60, 64 СК РФ).

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно платить за жилое помещение и КУ. Но если у них недостаточно средств, то эту обязанность субсидарно выполняют его родители (ст. 26 ГК РФ).

Верховный суд РФ напомнил, что плата за жилое помещение и КУ вносится на основании квитанций, в том числе электронных квитанций в ГИС ЖКХ (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Нельзя обязать потребителя получать платёжные документы только на бумажном носителе или только в электронном виде.Как управляющей компании защитить лицензию в суде

О перерасчёте за период временного отсутствия

Временное неиспользование помещения не основание освобождать нанимателя или собственника от оплаты:

  • содержания жилого помещения,
  • найма,
  • отопления,
  • коммунальных услуг на ОДН,
  • взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателя, собственника или членов их семей делается перерасчёт платы за КУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Перерасчёт производится на основании заявления, которое подаёт наниматель, собственник или члены их семей. Пропущенный срок подачи заявления по уважительной причине не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчёте.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/8002-spory-ob-oplate-kommunalnyh-uslug-i-zhilogo-pomescheniya

Судебная практика по делам об обсчете потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг

Судебная практика по коммунальным платежам и услугам

Светлана Матиящук, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (г. Новосибирск)

Под обсчетом понимается взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, другими словами передача ему только части этой суммы.

Статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и организаций за обсчет потребителей.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.

В июне 2012 года Верховный суд1 разъяснил, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. В то же время на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг или работ распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отношения, вытекающие из договора управления многоквартирным домом и договора предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами жилищного законодательства, а также Законом о защите прав потребителей, который применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно:

  • право граждан на предоставление информации (статьи 8-12 Закона о защите прав потребителей);
  • ответственность за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
  • возмещение вреда (статья 14 Закона о защите прав потребителей);
  • компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей о защите прав потребителей);
  • альтернативная подсудность (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);
  • штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
  • освобождение от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче иска в суд.

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Роспотребнадзор и его территориальные органы по заявлению потребителя могут возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и налагать штраф на нарушителей.

Попытаемся разобраться, каким образом Роспотребнадзор борется с обсчетом потребителей при оказании им жилищно-коммунальных услуг.

Так, Роспотребнадзор решил отреагировать на жалобы в адрес управляющей организации на то, что после получения квитанций на оплату собственники квартир неожиданно выяснили, что необходимо осуществить еще какие-то дополнительные платежи, о которых на общем собрании якобы не говорилось.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области решило, что в одной из управляющих организаций области имеет место обсчет потребителей в результате включения в квитанции на оплату коммунальных услуг платежей за домофон собственникам многоквартирного жилого дома без их согласия.

Однако в арбитражном суде управляющая организация в свою защиту заявила, что в договор управления многоквартирным домом были внесены изменения, согласно которым цена договора помимо названной платы за содержание общего имущества многоквартирного дома включает также плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы и плату за услуги по обслуживанию входных металлических дверей. Таким образом, жители многоквартирного дома добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы, в связи с чем управляющая организация правомерно включала в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон».

В результате суд пришел к выводу, что в действиях управляющей организации, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание домофонной системы и включающей в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон», отсутствует состав правонарушения, образованный статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, поскольку жители добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом спорных сумм2.

Иногда наказать нарушителей мешает слабое знание проверяющими положений жилищного законодательства.

Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (то есть лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и другого). Кроме того, с 2014 года отдельно выделяется взнос на капитальный ремонт. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (статья 154 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, исходя из смысла части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме можно представить как:

  1. плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

  2. плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

  3. взнос на капитальный ремонт.

Очень часто организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, используют различные уловки для увеличения размера платы за жилое помещение.

Например, в обход закона дополнительно, помимо платы за содержание и ремонт жилого помещения, в договор управления многоквартирным домом и (или) в протокол общего собрания включаются отдельные условия о плате за содержание лифт, вывоз твердых бытовых отходов, банковские услуги, земельный налог, обслуживание домофона и тому подобное. Необходимо учитывать, что в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, лифт, лестничные площадки, лестницы и другое. И соответственно расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома включаются в плату на содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Распространены случаи, когда организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, на общем собрании обращают внимание потребителей только на размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, при этом отдельно выделяют из данной суммы платежи за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое, а в итоге полная стоимость всех платежей не указывается.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере.

Из протокола общего собрания собственников помещений следует, что плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр; на содержание лифта – 1 рубль 48 копеек за один квадратный метр; на вывоз твердых бытовых отходов – 1 рубль 77 копеек за один квадратный метр; за банковские услуги – 2 рубля 6 копеек за один квадратный метр.

Из данного примера однозначно усматривается, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составляет не 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр, а 29 рублей 81 копейку за один квадратный метр.

Очевидно, что собственникам жилых помещений не предоставляется полная и достоверная информация об услугах при выделении из состава платы за жилое помещение отдельных платежей за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое.

Исходя из требований законодательства о защите прав потребителей, информация о жилищно-коммунальных услугах в обязательном порядке должна содержать полную сумму, подлежащую выплате собственниками квартир.

Еще одной уловкой, которая позволяет организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, получать необоснованные дополнительные имущественные выгоды, является незаконное определение доли собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Как известно, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Рассмотрим один из многочисленных примеров.

Согласно техническому паспорту, изготовленному в 1967 году, общая площадь всех квартир в многоквартирном доме составляет 2226,2 квадратных метра, при этом после 2005 года многие собственники квартир получили новые технические паспорта, в которых площадь квартир указана в большем размере, чем в общем техпаспорте за 1967 год. За период с 2010 по 2013 годы на общих собраниях собственников помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества утверждался исходя из заниженных площадей, указанных в техпаспорте 1967 года. В свою очередь, в ежемесячных квитанциях собственникам квартир предъявлялись к оплате платежи, рассчитанные исходя из площадей, установленных после 2005 года. Однозначно, происходило необоснованное завышение платы за жилое помещение, а у организации, осуществляющей управление данным домом, образовывались излишки в виде неосновательного обогащения, и, соответственно, был установлен факт обмана собственников квартир путем обсчета. Однако суд не принял эти доводы во внимание, так как, по мнению суда, не подлежит обсуждению экономическое обоснование установленного общим собранием тарифа, при условии, что решение общего собрания, которым установлен тариф, никем не оспорено3.

Более результативными оказываются проверки управляющих организаций, которые взыскивают с потребителей коммунальные платежи в двойном размере. В качестве иллюстрации приведем один из примеров.

Как усматривается из материалов дела, между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией заключен договор снабжения тепловой энергией, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию, а управляющая организация обязалась принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.

На общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В связи с этим трое собственников квартир перечислили оплату за потребленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

Однако управляющая организация, не признавая внесенную плату за потребленную тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, продолжало включать стоимость потребленной тепловой энергии в задолженность указанных потребителей, начисляя при этом пени.

Усмотрев в указанных действиях наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.

7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарске привлекло управляющую организацию к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Судом установлено, что управляющая организация, располагая сведениями об оплате коммунальных услуг собственниками квартир жилого дома непосредственно ресурсоснабжающим организациям, продолжала предъявлять им счета на оплату коммунальных услуг, включая стоимость горячей и холодной воды, электричества и отопления.

Как отметила кассационная инстанция, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за двойное начисление оплаты за электро-, тепло- и водоснабжение отказано правомерно, поскольку судом установлено, что именно заявитель, оказывая гражданам спорную услугу, допустил взимание с потребителей большей суммы, чем установлено уполномоченными органами, и не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей. 4

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестные организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, путем обращения в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора, подачи жалобы в прокуратуру, искового заявления в суд с целью пресечения нарушения. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, недопущение обхода законодательства о защите прав потребителей и устранение нарушений прав добросовестных потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?554

Суд и Коммунальные платежи: Обзор законодательства и судебной практики рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг

Судебная практика по коммунальным платежам и услугам

Недвижимость: Покупка / Продажа / Аренда / Сдать / Снять / Консультации / АН ИНФО
Сохранить информацию себе или отправить Ваше объявление в соц.сети можно просто нажав кнопки:

Обзор законодательства и судебной практики рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг

Практика рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг:

Обобщение судебной практики свидетельствует о том, что основное количество дел указанной категории рассматривалось мировыми судьями и  предметом судебного разбирательства в основном являлись исковые требования исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций о взыскании с граждан оплаты за жилье и коммунальные услуги. 

Установлено, что при рассмотрении дел данной категории суды в основном правильно применяют нормы материального и процессуального права. Об этом свидетельствует отсутствие жалоб на принятые решения по большинству дел.

1. Применение норм процессуального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.

Подсудность.

При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с оплатой жилья и коммунальных услуг, следует руководствоваться положениями, установленными ст.ст. 23-24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, – установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании  с гражданина задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны мировому судье (Данный обзор утвержден постановлением Президиума Саратовского областного суда в 1-м полугодии 2008 г. 

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» редакция п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ изменена);

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по требованиям  граждан о возложении обязанности перерасчитать оплату коммунальных услуг), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения нескольких связанных между собой требований (например, требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в размере, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда, и выселении, в связи с неоплатой жилья и коммунальных услуг в течение шести месяцев), дело подсудно районному суду – ч. 3 ст. 23 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иски по спорам, связанным со взысканием с граждан оплаты жилья и коммунальных услуг, предъявляются в суд по месту жительства ответчика, то есть по месту его регистрации. 

Иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Такие иски могут быть предъявлены в суд по месту:

– нахождения организации, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства;

– жительства истца;

– заключения или исполнения договора.

Изучение поступивших на обобщение дел показало, что суды правильно применяют вышеуказанные нормы.

Уплата государственной пошлины.

Как указано выше, иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Граждане по делам указанной категории при обращении в суд в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Изучение дел показало, что имеют место случаи неприменения вышеуказанной нормы.

Л. обратилась к мировому судье с иском о взыскании с МУП ЖКХ переплаты за пользование водоснабжением и водоотведением, мотивируя свои требования некачественным оказанием данной услуги.

Определением мирового судьи данное исковое заявление было оставлено без движения, в том числе в связи с неоплатой государственной пошлины.

Поскольку истец не оплатила государственную пошлину при исправлении недостатков искового заявления, оно было возвращено определением мирового судьи, которое оставил без изменения суд апелляционной инстанции.

В данном случае мировым судьей и судом апелляционной инстанции не учтено, что хотя исковые требования являются требованиями имущественного характера, вместе с тем истцом заявлен иск, связанный с нарушением ее прав, как потребителя коммунальных услуг, в связи с чем от уплаты государственной пошлины он подлежит освобождению на основании п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежат оплате государственной пошлиной исковые заявления исполнителей жилищных и коммунальных услуг о взыскании с граждан задолженности по оплате указанных услуг.

Как показало изучение дел, суды, на основании заявленного ходатайства и представленных доказательств о том, что имущественное положение истца не позволяет ему уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления, предоставляют истцам по делам указанной категории отсрочку уплаты государственной пошлины, о чем выносится определение. 

Такая практика представляется правильной, поскольку в соответствии с  ч. 2  ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции и мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Так, определением суда удовлетворено ходатайство Комитета жилищного хозяйства муниципального образования об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления к Б. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выселении с предоставлением другого жилого помещения. Постановлено отсрочить оплату государственной пошлины до принятия решения по делу.

При этом судом были исследованы представленные истцом доказательства его тяжелого финансового положения и отсутствия денежных средств на расчетных счетах КЖХ, которое является специализированной службой муниципального образования, входит в структуру администрации муниципального образования, относящейся к органам местного самоуправления муниципального образования, а именно справка о наличии двух счетов в кредитных учреждениях, а также справки данных кредитных учреждений об отсутствии денежных средств на данных счетах.

Указанные документы свидетельствуют о том, что имущественное положение истца не позволяет ему уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, уплата которых является обязанностью граждан, предусмотренной федеральным законодательством и от оплаты которой зависит качественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, в том числе третьим лицам.

Таким образом, при наличии объективных оснований для удовлетворения  ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины, судом обоснованно данное ходатайство удовлетворено.

После рассмотрения дела по существу, в случае удовлетворения исковых требований, государственная пошлина, оплата которой была отсрочена истцу, судами взыскивалась с ответчиков пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что соответствует требованиям ст. 98 ГПК РФ.

Вместе с тем, имели место случаи, когда судом оставался не разрешенным вопрос о взыскании государственной пошлины, оплата которой была отсрочена истцу при подаче искового заявления.

Такие случаи имели место при прекращении производства по делу, в связи с отказом истца от исковых требований по основаниям добровольного погашения задолженности ответчиком, а также при отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, где основанием отказа явился также факт добровольной оплаты задолженности. При этом судами не учитывалось, что в соответствии со ст. 101 ГПК РФ государственная пошлина в этом случае подлежала взысканию с ответчика.

2. Применение норм материального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.

Подавляющее количество дел, рассмотренных судами области, составляют дела о взыскании с граждан задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и их оплаты, а также оплаты за жилое помещение входят в состав жилищных отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

Так, ЖК РФ регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, контроля соответствия коммунальных услуг установленным требованиям, предусматривает установление Правительством РФ специальных правил предоставления коммунальных услуг гражданам и порядка оплаты содержания и ремонта жилого помещения, общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Источник: http://info.yarnet.ru/advokat/index.php?id=71

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.