Суд после смерти

Содержание

Частный суд

Суд после смерти

***

Ча́стный Суд — Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде.

***

Какова была посмертная участь людей во времена Ветхого Завета?

В дохристианские времена душа каждого умершего человека неизбежно оказывалась в аду. Ад представлял собой глубочайшую замкнутую пропасть, расположенную в недрах земли, и включал в себя множество обособленных мест (Еф. 4:9).

Разным местам преисподней, или разным темницам, соответствовали разные уровни греховности заточённых там душ. Среди адовых темниц выделялись более возвышенные и более низменные. Последние предназначались для злостных нечестивцев (Иез. 32:23) (см.

подробнее: Рай и ад: два места или два состояния? ).

Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35).

Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» (Пс.48:15). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем.3:1).

В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22).

А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). «Взять» и похитить человеческую душу — характерно для демонов.

«Господи, Боже мой! — взывал псалмопевец… — Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» (Пс. 7:1-2).

О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16:22-23). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное.

Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).

Что изменилось с Пришествием Христа?

В результате Искупления человека Сыном Божьим ад перестал быть единственным, безальтернативным посмертным пристанищем душ. Через Подвиг Христа человеку открылся вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство дарована всем. Однако реализуемость этой возможности зависит от того, насколько жизнь человека соответствует жизни Христа.

Святые, принадлежавшие к ранней Церкви, не имели и тени сомнения в том, что душа праведного человека, по смерти, попадает на Небеса.

«Ибо знаем, — учил апостол Павел — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор. 5:1).

Хижина, в этом стихе, означает бренное тело, а дом нерукотворенный и вечный — дом Отца (Ин. 14:2).

О том, что Небесных обителей достигает не каждый, известно из слов Искупителя: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21); «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Нечестивые души, отделившись от тела, попадают в геенну, во ад. «И если соблазняет тебя рука твоя, — наставлял Искупитель, — отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый»(Мк. 9:43). Он также свидетельствовал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» (Ин. 15:6).

Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение участи души, в соответствии с обетованием — «Я воздам» (Рим.12:19), — производится Божьим Судом: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

Ярким, выразительным примером подобного Суда служат слова Сына Божия, адресованные благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Правда, в силу исключительных обстоятельств, Божье решение о посмертной судьбе было открыто разбойнику прижизненно.

Почему Частный Суд именуется Частным? 

  1. В отличие от будущего Страшного Суда он совершается относительно души, а не относительного цельного человека.
  2. В отличие от Всеобщего Страшного Суда он осуществляется частным образом, при частных обстоятельствах.

  3. В отличие от будущего Страшного Суда Частный Суд не является окончательным. Души, приобщенные к Царству Небесному, уже не отпадут от Творца; после Страшного Суда их блаженство будет более полным.

    Что же касается грешников, их участь может быть улучшена по молитвам Церкви; на Страшном Суде, милостью Божьей они могут быть причислены к Царству святых.

Как происходит Частный Суд?

1) После смерти человека отделившаяся от тела душа предстаёт перед ангелами: добрыми (Лк. 16:22) и злыми (Лк. 12:20). Затем ей надлежит испытание — прохождение мытарств, где особые демоны — лютые и свирепые мытники, — желая удержать восходящую душу в собственной власти, взыскивают с неё за все её грехи.

На каждом мытарстве востребуются определенные виды грехов, и каждое мытарство, в зависимости от степени виновности души, может служить более или менее действенным препятствием для её восхождения на Небо. Добрые ангелы сопровождают терзаемую душу, выступая в роли заступников и вспоминая всё доброе. Это происходит под оком Высшего и Неподкупного Судьи.

В зависимости от того, насколько испытуемая душа оказывается праведной или грешной, решается её дальнейшая судьба.

Считается, что в ряде случаев ангелы беспрепятственно возносят души на Небо. А душу Пресвятой Богородицы, как следует из Предания, воспринял Сам Господь Иисус Христос.

Вопреки голословному обвинению, что учение о мытарствах — плод желания экзальтированных проповедников выдать мечтательное за действительное, основу учения о мытарствах составляют не воображаемые, а библейские тексты. Формирование же этого учения происходило под влиянием откровений святым.

Так, сатана прямо назван в Писании князем, господствующим в воздухе, то есть в той самой области надземного пространства, через которую возносятся души (Еф. 2:2). О желании демонов хватать и губить человеческие души сообщается через уподобление ада живому существу, огромной разинутой пасти, ищущей кого поглотить (Ис. 5:13-14).

Кроме того, указанием на участие демонов, да и самого диавола в уловлении и истязании душ, для отцов Церкви служили слова: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои»(Пс. 9:30).

Наконец, вспомним, что и Сам Господь, чувствуя приближение смертного часа, поведал ученикам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).

Важнейшим библейским свидетельством об участии добрых ангелов в деле посмертного сопровождения душ служит притча о богатом и Лазаре (Лк.16:22), а также более общие указания о помощи ангелов людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

Сам принцип посмертного испытания души соответствует духу Евангельского Благовестия: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 5:7–8).

2) Иногда под Частным Судом подразумевается то Божественное решение, которое выносится непосредственно после хождения души по мытарствам. А иногда и само прохождение мытарств включается в объём понятия «Частный Суд».

Так, святитель Кирилл Александрийский свидетельствовал, что на мытарствах душа обнаруживает все свои достоинства и недостатки. Определение же её участи как раз и формируется в процессе прохождения мытарств. Окончательное решение этого вопроса является лишь итогом прохождения мытарств (см.: Слово о исходе души и Страшном Суде ).

Антоний Великий и вовсе созерцал Частный Суд под символом духовной борьбы. Он видел, как огромный великан, высотой до небес преграждал путь возносящимся душам руками. Ему помогали крылатые демоны. При этом одни души успешно избегали удержания, другие же, не сумев его преодолеть, падали вниз, чем вызывали радость гиганта (см.: Житие преп. Антония Великого).

Преподобный Макарий Александрийский, опираясь на откровение ангела, связывал учение о посмертном испытании душ с посещением каждой душой райских садов и адских темниц. По его утверждению, отделившись от тела, душа первоначально пребывает на земле.

Затем, на третий день, она возводится на поклонение Богу. Потом, до девятого дня ей дано видеть красоты Небесного Рая, а в девятый день она вновь предстает перед Владыкой. После этого, вплоть до сорокового дня, душа пребывает в адских глубинах. Затем — Суд (см.

: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников).

***

см. МЫТАРСТВА.

Источник: https://azbyka.ru/chastnyj-sud

Страшный суд Божий

Суд после смерти

Слова о грядущем Страшном суде Божьем слышал каждый, кто хотя бы минимально знаком с христианством. Что же это за суд и почему он называется «страшным»? Какая участь ждет на нем праведников и грешников? Как повлиять на исход этого суда? Попробуем разобраться в одной из самых таинственных и пугающих тем православного вероучения.

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.

Икона «Страшный суд Божий»

Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад.

Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света).

Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

По словам блаженного Августина, бессмертные души в преддверии Страшного Суда находятся в «тайных вместилищах», в которые попадают исходя из того, как прожили свою жизнь. Праведники получают покой и блаженство, грешники — мучение. Соответственно, всеобщее воскресение и Суд для кого-то будет означать усиление радости, а для других — усиление мук.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души.

Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Читайте о Заповедях:

  • О заповедях блаженства
  • Заповедь «Почитай отца и мать»
  • Заповедь «Не кради»

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.

Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Именно так, как предзнаменование грядущей встречи с Господом, надо воспринимать Откровение Иоанна Богослова.

Именно эта библейская книга содержит в себе описания последних дней человечества перед Страшным Судом. Картины это часто ужасающие, но православный верующий должен бояться только одного — грешить.

Что же касается испытаний и катаклизмов, которые ждут человечество, Господь отвечает словами «Претерпевший до конца спасен будет».

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде.

Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна.

Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Читайте о смерти в православии:

Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.

Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня.

Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное.

Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

  • Желание перенести ответственность за плохие поступки с самого человека на обстоятельства, которые Сам Господь и послал человеку. В Библейской истории мы уже знаем такой пример — когда Адам стал оправдываться, что съел запретный плод. Адам стал говорить, что это Ева соблазнила его, а Еву ему в жены дал Сам Господь, значит, Он и виноват. Исход этой истории всем известен.
  • Очень популярное ныне мнение, что «так все живут». Аргументом «быть как все» сейчас оправдывают что угодно — и аборты, и алкоголизм, и чревоугодие, и сребролюбие. Но христианская история знает примеры Ноя, пророка Илии, Лота — эти благочестивые люди, как никто другой, знали, что можно и нужно быть не таким как все, даже если тебя окружает безбожное общество.
  • Похожее на предыдущее оправдание «сейчас такое время». Почему каким-то особым временем можно оправдать нарушение Заповедей Божиих? Почему, живя в 21 веке, мы должны толерантно относится к однополым бракам, но при этом считаем фанатиками тех, кто старается жить по-христиански?
  • Оправдания грехов опытом предков — «так всегда было». От повторения из рода в род грех не перестает быть таковым, но только накладывает еще больших отпечаток на последующие поколения. Тот факт, что до какого-то времени Господь терпит подобные прегрешения, не оправдывает факт их совершения. Содом и Гоморра также до времени стояли, и люди в них наслаждались и упивались греховной жизнью долгое время. Но справедливое возмездие настигло эти города.
  • Перекладывание ответственности на другого человека. Кроме ошибки, совершенной Адамом, такой взгляд еще и подразумевает осуждение другого человека. Но не стоит забывать, что «каким судом судите, таким и судимы будете». Перекладывая свою вину на другого, сможем ли мы также отвечать за вину того, кто захочет переложить ее на нас?
  • Очень популярное мнение, что человек, не нарушивший никаких законов — априори хороший человек. «Не украл, не убил, в тюрьме не сидел». Но ведь и Иуда, предавший Христа, не нарушил ни одного гражданского закона. Императоры, такие как Диоклетиан и остальные, казнили христиан строго по букве закона. Расстрелы новомучеников в советской России были строго регламентированы и законодательно обусловлены. Конечно, гражданские законы необходимо соблюдать, но они совершенно не гарантируют спасение душе.

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.

На Страшном Суде окончательно решается участь каждого человека

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив.

Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение.

Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Противоположный пример — благочестивый разбойник, распятый рядом с Иисусом Христом. Этот человек прожил страшную, безбожную и грешную жизнь.

Но в последние минуты своей жизни, перед самой смертью, он успел раскаяться и признать, что несет абсолютно заслуженное наказание за свои прегрешения. И он тут же был спасен, по словам самого Христа — «Ныне же будешь со мною в раю». Вот такую силу имеет искреннее покаяние.

И если последний разбойник сумел перед самой смертью изменить свою вечную участь, то у каждого из нас есть все возможности сделать то же самое, пока мы живы.

Проповедь о Страшном Суде и его отличии от суда земного. Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/strashnyj-sud.html

Что такое страшный суд? Божий суд

Суд после смерти

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде.

Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение.

Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://proruschurch.ru/chto-takoe-strashnyy-sud/

Где находятся души усопших до Страшного Суда?

Суд после смерти

Вопрос этот интересует многих.

Сразу же, с первых строк публикации отметим, что конкретного места указать из нас земных, пожалуй, никто не сможет, это ведомо лишь Господу Богу! К одной из статей на нашем канале на схожую тематику, которая называется “Что делать с крестиком умершего человека” был получен конкретный вопрос- от одного из наших читателей. В этом сообщении и последующем ответе он призывает “поразмышлять” над ним. Воспользуемся же данным советом и опираясь на христианскую литературу, попробуем сделать некоторые заключения, хотя бы в некоторой степени раскрыв его..

Что же мы знаем об этом? Во-первых, что бытие человеческое не имеет своего окончания.

Земная жизнь – лишь крохотная частичка его (по крайне мере, если придерживаться привычного нам измерения времени) Умирая телом, абсолютно каждый человек продолжает свое существование.

И, действительно, “существование”, или же “Жизнь вечную”, как заповедовал и желал для каждого Господь, зависит от человека – от его дел и поступков на земле, веры в Господа, использования свободной воли своей уникальной личности в конце-концов!

Во-вторых, конкретные день и минуту перехода в вечность абсолютно не известны человеку. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Итак, Евангелие призывает нас быть готовым к переходу в вечность во всякое время и час! Ведь вечность эта – совершенно иное состояние, отличающееся от земного бытия.

Именно там мы предстаем перед Господом. Церковь учит нас, что в конце времен земных настанет Страшный Суд. Иисус Христос придет на землю уже в иной ипостаси – в качестве Судии. И праведники последуют за ним, получив вечное блаженство в раю. Грешникам уготована будет другая участь – что называется, ад.

А что же происходит с душами усопших до Страшного Суда? Где они находятся?..

По отшествии души человеческой от тела ее иногда встречают умершие родственники, духи, открывается новый мир, полный различных видений и картин. Об этом мы можем узнать из откровенных рассказов людей, вернувшихся с “того света”, переживших смерть клиническую.

Кроме того, в течении первых сорока дней душу ждет прохождение мытарств, во время которых она видит многочисленные жизненные картины своих дел. Сопровождает на двадцати мытарствах нас Ангел Хранитель наш, а терзают и мучают злые духи – демоны.

Подробнее об этом мы узнаем из жития святого Василия Нового, из сонных откровений ему святой Феодоры.

Сорок дней – не случайно во все времена эта дата считалась основополагающей и существенной! Именно по прошествии этого времени душа отправляется на так называемый Частный суд ко Господу и предстает перед Ним!

На нем Бог определяет участь каждому человеку. Большинство богословов и отцов церкви полагает, что сразу после Частного суда не идет душа человеческая в рай или ад, а находится в предожидании вечного блаженства, или же наоборот вечных мук.

Причем участь праведников уже – постоянна, неизменяема. Они войдут в Царствие Небесное и будут там вечно пребывать с Самим Господом! Ну а судьба грешников еще может существенно измениться.

В отличии от католической, православная церковь наличие так называемого чистилища в общем то отвергает. Исправить себя, повлиять на свою смертную судьбу можно лишь здесь на земле.

Но как посмертная вечная судьба грешников может измениться? По преданию – лишь по молитве живущих на земле о них! Вот почему так важно поминать усопших, вознося молитвы наши о них ко Господу!

Так где же будут пребывать души усопших после смерти до Страшного Суда, после Частного Суда Божьего? Вслед за апостолом Петром и мы задаемся таким вопросом: “И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?” (1Петр.4,18) Думали об этом и многие святые отцы.

В любом случае – это состояние неопределенности, как замечали они! Бог Мудр и среди Его творения наверняка есть определенная нематериальная структура, где сейчас находятся души усопших до всеобщего воскресения всех живущих на земле, непосредственно перед Страшным Судом! И основополагающей в этом состоянии вряд ли являются категории времени, материи и прочие, которые характерны для земной жизни. Здесь скорее приходит такая категория как “состояние” души человеческой, которое наступает после Частного суда Господа. Но все же оно не представляет собой неизменяемую константу, в случае грешников и во время Страшного Суда будет варьироваться. А в сторону ада или рая – решать будет лишь Господь Бог, смотря на дела земные и душу каждого из человеков!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vopros/gde-nahodiatsia-dushi-usopshih-do-strashnogo-suda-5c924943f5b5a000b45abb36

Страшный суд: как проходит Божий суд, покаяние и прощение

Суд после смерти

| Статьи | Страшный суд божий

Суд Божий — последний день существования земного мира, в который решается судьба каждого человека. Эта идея присутствует в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Каждый верующий живет с осознанием того, что Творец наблюдает за ним и все поступки, слова и мысли необходимо соотносить с правилами и заповедями, данными в Библии.

Что такое страшный суд в православии

Как Христос воскрес, восстав из мертвых на третий день после распятия, так и люди возродятся. Они предстанут перед лицом Иисуса, которому Отец передал право судить их, ведь он сам прожил человеческую жизнь и познал суть нашей природы.

Судилище произойдет в конце времен — самом тяжелом периоде для человечества. Второе пришествие Спасителя остановит разрушение мира, и он решит, кто заслужил вечного счастья, а кто — бесконечные муки в аду.

Воздаяние получат как живущие в тот момент, так и умершие на протяжении истории.

Человек предстанет перед Вседержителем, сонмом ангелов и людьми, жившими с момента Адама и Евы. Ничего не удастся скрыть, умолчать, не сработают отговорки.

Каждое действие и бездействие, слово и даже помыслы будут открыты, и в соответствии с ними будет вынесен приговор.

И если Бог неизменен и любит нас, независимо от наших действий, то человек имеет свою волю и он изменчив, поэтому сам решает — предастся ли ему порочным делам или всеми силами стремиться к свету и добру. На Судилище даруется шанс прощения.

Где душа находится до этого момента

После смерти умерший проходит следующие испытания:

  • Первые два дня вместе с ангелами он путешествует по памятным местам земной жизни, вспоминает свои радости и горести.
  • На третий день попадает в Царство Господнее и его милостью может 6 дней пребывать в раю.
  • Потом в течение 30 дней душа проводит в аду, наблюдая за страданиями грешников и перенося соблазны демонов.
  • На сороковой день решается судьба человека до Второго Пришествия Иисуса, когда и определится его участь на веки вечные.

Вот почему так важно молиться за усопших и подавать милостыню в память о них. Сами они уже не могут после смерти покаяться и совершить добрые дела. Но мы добавляем на чашу весов свою память и мольбы, и они могут перевесить грехи.

Во время крещения мы становимся частью Церкви, а она является воплощением Тела Христова. И обращая свои мольбы, мы просим, чтобы умершего не отождествляли с его дурными поступками, а воспринимали как частичку Создателя. Творец может восполнить своим совершенством нашу душу, созданную по образу и подобию Его.

На протяжении нашей жизни мы совершаем множество деяний: добрых и злых. В православии считается, что согрешение — это нарушение изначального замысла.

Вот почему Воздаяние — это не строгое взвешивание хорошего и плохого, как это делается в понятной нам юридической практике. Скорее это медицинская операция, которая позволяет восстановить гармонию, отсекая пороки.

Главное, чтобы в грешнике осталось хоть немного веры и смирения.

Как проходит Божий суд

Во многих религиозных верований суд после смерти осуществляется безличностной Кармой, отстраненным и непререкаемым Космическим законом или Фемидой с повязкой на глазах. В христианстве же человек встречается с Богом, который прожил жизнь в ипостаси Спасителя.

Сын Господний получил опыт бытия простым смертным, с нашими страстями, сомнениями, болью. А значит, и итоговое решение о судьбе людей будет приниматься, исходя из глубокого осознания их природы.

Он прошел через страдания, чтобы спасти души, исцелить их, а не осудить и расправиться.

Справедливость и милостивость

Согласно святоотеческому писанию Суд Божий пристрастен, он идет не с четким соблюдением «буквы закона», а в соответствии с желанием Господа, его планом.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что всевышнего нельзя называть «справедливым», так как он будет оценивать дела исходя из своего милосердия. Как в притче о блудном сыне, где вернувшегося взрослого ребенка, обнищавшего и потерянного, отец встречает с радостью и устраивает пир.

Так и в Судный День Господь воскресит людей, чтобы дать прощение каждому, кто имеет хоть малую возможность на это.

Справедливости требует дьявол: грешник в течение своей жизни служил ему, значит, и должен навечно отправиться в ад. Но если сам христианин не отождествляет себя со своими прегрешениями, то и Творец не будет. Он отделит греховные дела, оставив Душу чистой и светлой.

В православной традиции очень важна идея, что каждого будут судить по его собственным законам. Что это означает? Если человек был склонен осуждать других за какие-то грехи и слабости, то именно за них и ему «представят счет».

Христос сравнивал прегрешения с веточкой, а осуждения чужих проступков — с бревном.

Поэтому один из основных христианских постулатов «не суди, да не судим будешь» — это напутствие, которое должно защитить людей от последствий их плохих мыслей и слов по поводу поведения окружающих.

Заповеди Блаженства

Необходимо усмирить гордость и понять, что Всевышний отнесется к нам со снисхождением, даруя то, что мы не заслужили. Смиренность является путем в рай. В Заповедях Блаженства перечисляются качества, соответствие которым позволяет избежать Судилища:

  • «нищие духом» — осознают свое несовершенство; только понимая, что ты болен и греховен, ты можешь просить помощи у Отца и получить ее;
  • плачущие;
  • кроткие,
  • алчущие правды,
  • милостивые,
  • чистые сердцем,
  • миротворцы,
  • изгнанные за правду,
  • гонимые за прославление имени Христа.

Покаяние

Таким образом, истинный христианин не боится Страшного суда. Он осознает, что в конце веков его ждет встреча с милостивым Создателем.

Страх перед этой встречей объясняется тем, что изнутри своего несовершенного сознания мы не можем в полной мере осознать силу любви и сострадания Господа.

На фоне Света, который он излучает, порочные поступки и помыслы выглядят особенно ужасно и недостойно, вызывают стыд и страх. Но любовь к Создателю и покаяние способны сжечь согрешения в лучах этого света и дать шанс обрести жизнь вечную в раю.

Покаяние — это осознание, что при всем несовершенстве и греховности, мы являемся детьми Бога, несем в себе его Дух и Образ.

Каясь, мы не занимаемся самобичеванием, но молим отделить от себя грех, просим о шансе очиститься и переродиться.

Для Всевышнего нет ограничений во времени, поэтому наше раскаяние и искренне желание отринуть от себя злые деяния, осуществляется. Это во власти Вседержителя. Он может принять нас в своей Вечности уже очищенными и полными его любви.

Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании “Град Экс”
Скачать файл Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании “Юг-Гранит”
Скачать файл

Источник: http://IzgotovleniePamyatnikov.ru/na-mogilu/strashnyj-sud-bozhij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.