Субъекты приватизации муниципального имущества

14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации муниципального имущества

К субъектам приватизациигосударственного и муниципальногоимущества относятся перечисленные нижелица.

1. Покупатели государственного имуниципального имущества– любыефизические и юридические лица, заисключением:

• государственных и муниципальныхунитарных предприятий;

• государственных и муниципальныхучреждений;

• юридических лиц, в уставном капиталекоторых доля Российской Федерации,субъектов РФ, муниципальных образованийпревышает 25 %, кроме случаев,установленных законом (ст. 25 Федеральногозакона «О приватизации государственногои муниципального имущества»).

2. Собственники государственногои муниципального имущества–Российская Федерация, субъекты РФ,муниципальные образования. От их именифункции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

• ежегодно утверждает прогнозныйплан (программу) приватизации федеральногоимущества на соответствующий год;

• издает нормативно-правовые актыпо вопросам приватизации;

• руководит работой федеральныхорганов исполнительной власти повопросам приватизации федеральногоимущества;

• принимает решения об условияхприватизации федерального имущества;

• осуществляет контроль за приватизациейфедерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлениюфедеральным имуществом, которое:

• подготавливает и представляет вПравительство РФ проект прогнозногоплана (программы) приватизации федеральногоимущества на соответствующий год, атакже отчет о результатах приватизации;

• осуществляет мероприятия поподготовке объектов к приватизации ипередает их для продажи Российскомуфонду федерального имущества;

• обеспечивает публикацию решенийоб условиях приватизации федеральногоимущества и т. д.

в) Российский фонд федеральногоимущества, который действует на основеПостановления Правительства РФ от 25декабря 2002 г. № 925 «О Российскомфонде федерального имущества» и выполняетследующие функции:

• осуществляет от имени РоссийскойФедерации продажу федерального имущества;

• обеспечивает оценку федеральногоимущества;

• заключает договоры купли-продажифедерального имущества

• ведет статистическую и бухгалтерскуюотчетность в отношении средств, полученныхфондом от продажи федерального имуществаи др.

г) органы исполнительной властисубъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации– предусмотренныйзаконодательством процесс принятия иреализации решения о приватизациигосударственного или муниципальногоимущества.

Выделяют четыре этапа приватизациифедерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана(программы) приватизации федеральногоимущества.

При разработке планаучитываются предложения федеральныхорганов исполнительной власти оприватизации находящихся в их ведениифедеральных государственных унитарныхпредприятий, а также находящихся вфедеральной собственности акций открытыхакционерных обществ, осуществляющихдеятельность в определенной отраслиэкономики, и иного федерального имущества.Прогнозный план разрабатываетсяФедеральным агентством по управленияфедеральным имуществом и утверждаетсяПравительством РФ ежегодно на очереднойфинансовый год. Прогнозный план(программа) должен содержать переченьфедеральных государственных унитарныхпредприятий, акций открытых акционерныхобществ, находящихся в федеральнойсобственности, и иного федеральногоимущества, которое планируетсяприватизировать в соответствующемгоду. В прогнозном плане (программе)указываются характеристика федеральногоимущества, которое планируетсяприватизировать, и предполагаемые срокиприватизации.

2. Принятие решения о приватизацииимущества. Такое решение принимаетсяПравительством РФ в соответствии спрогнозным планом приватизациифедерального имущества. В решении обусловиях приватизации федеральногоимущества должны содержаться следующиесведения:

• наименование имущества и иныепозволяющие его индивидуализироватьданные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• нормативная цена;

• срок рассрочки платежа (в случаеее предоставления);

• иные необходимые для приватизацииимущества сведения (ст. 14 Федеральногозакона «О приватизации государственногои муниципального имущества»).

3. Приватизация федеральногоимущества предусмотренным закономспособом.Перечень способов приватизацииисчерпывается способами, закрепленнымив ст. 13 Федерального закона «О приватизациигосударственного и муниципальногоимущества»:

1) преобразование унитарного предприятияв открытое акционерное общество;

2) продажа государственного илимуниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерныхобществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного илимуниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территорииРоссийской Федерации находящихся вгосударственной собственности акцийоткрытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерныхобществ через организатора торговлина рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного илимуниципального имущества посредствомпубличного предложения;

8) продажа государственного илимуниципального имущества без объявленияцены;

9) внесение государственного илимуниципального имущества в качествевклада в уставные капиталы открытыхакционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерныхобществ по результатам доверительногоуправления.

4. Представление Правительством РФотчета о выполнении плана приватизациифедерального имуществаза прошедшийгод в Государственную Думу РФ, котороеосуществляется ежегодно, не позднее 1мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана(программы) приватизации федеральногоимущества за прошедший год долженсодержать перечень приватизированныхв прошедшем году имущественных комплексовфедеральных государственных унитарныхпредприятий, акций открытых акционерныхобществ и иного федерального имуществас указанием способа, срока и цены сделкиприватизации.

Вместе с отчетом в Государственную ДумуРФ представляется информация о результатахприватизации имущества, находящегосяв собственности субъектов РФ, муниципальногоимущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизацииимущества, находящегося в собственностисубъектов РФ, и муниципального имуществаопределяется соответственно органамигосударственной власти субъектов РФ иорганами местного самоуправлениясамостоятельно.

Информация о результатах приватизацииимущества субъектов РФ и муниципальногоимущества за прошедший год представляетсясубъектами РФ в Правительство РФ илиуполномоченный федеральный органисполнительной власти ежегодно непозднее 1 марта.

Источник: https://studfile.net/preview/6704480/page:36/

Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную. ФОИВ, по приватизации является Минимущество РФ.

Закон 2001 г. Предусматривает классификацию имущества, исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества:

· приватизируемые в общем порядке;

· приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и др.).

· приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

· закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления;

· приватизация которых запрещена (например, имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежат).

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

Закон о приватизации 2001 г. наделяет правом действовать от имени Российской Федерации при приватизации федерального имущества Правительство РФ. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

2) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

3) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

4) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

5) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

6) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

7) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

По специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения. На сегодня таким учреждением является Российский Фонд федерального имущества.

Основными задачами Фонда являются:

Ø создание эффективной системы продажи федерального имущества;

Ø обеспечение интересов Российской Федерации на рынке корпоративных ценных бумаг;

Ø создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество должников

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя.

Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

· земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов;

· государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва;

· государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

· безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения;

· государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

· государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

· акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Приватизация запрещена в отношении следующих объектов:

o недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также частотный и орбитальный ресурс космических систем,

o средства республиканского бюджета, Республиканского валютного резерва, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка,

o предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг,

o штатное и табельное военное и иное имущество, учреждения и организации, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации,

o движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон о приватизации).

Помимо Закона о приватизации правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами.

В качестве примера можно назвать утвержденные Постановлением Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе.

Планирование приватизации государственного и муниципального имущества

Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году.

В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозов включаются в прогнозный план на основании федерального закона.

Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации. Вместе с отчетом в Государственную Думу представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества за прошедший год. Полномочия Правительства РФ при планировании приватизации ограничиваются тем, что стратегические предприятия могут включаться в прогнозный план (программу) приватизации только после принятия Президентом РФ решения об исключения их из числа стратегических предприятий.

То же относится к принадлежащим государству акциям стратегических акционерных обществ, которые могут быть приватизированы только после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия государства в управлении такими обществами
Перечень стратегических унитарных предприятий и стратегических акционерных обществ утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 10091



Источник: https://infopedia.su/11x4c9b.html

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2020 году

Субъекты приватизации муниципального имущества

» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

472 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ.Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма.Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей.Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.