Субъекты и объекты права публичной собственности

Лекция 8. право публичной собственности. право общей собственности

Субъекты и объекты права публичной собственности

Виды, субъекты и объекты права публичной собственности.

Государственная собственность преобладает в структуре таких основных производственных фондов, как транспорт, связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, объекты производственного, социально-культурного назначения. В собственности государства находятся материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива на случай чрезвычайных обстоятельств. Наличие государственной собственности обусловлено:

– обеспечением военной, техногенной, экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной безопасности государства;

– выполнением государством присущих ему функций.

Особенности права государственной собственности:

1. Полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов.

2. Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе изъятое из оборота, субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

3. Существуют способы приобретения права собственности, характерные для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные способы принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.д.

4. Существует особое основание прекращения права собственности – приватизация.

Государственная собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Она характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности наряду с частной, государственной и иными в Конституции РФ (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9) и ГК РФ (ст. 212, 215). К субъектам муниципальной собственности относятся городские и сельские поселения, другие муниципальные образования.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать:

– имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями, как юридическими лицами, и относящееся к имуществу казны (государственной и муниципальной). Осуществление права государственной и муниципальной собственности происходит самим носителем права, в лице соответствующих государственных или муниципальных органов;

– имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Юридические лица выступают от своего имени, наделяются ограниченными вещными правами по отношению государственному или муниципальному имуществу.

Приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.

Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами и подпадают под действие общих норм гражданского права.

Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормативными актами о приватизации.

Порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами (Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”), а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами. Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами.

Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.

В качестве объектов приватизации могут выступать:

1) предприятия и другие имущественные комплексы;

2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

3) земельные участки;

4) жилые помещения;

5) акции открытых акционерных обществ.

Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Понятие и виды общей собственности.

Право общей собственности в объективном смысле (институт права общей собственности) – это совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно двум и более лицам.

Право общей собственности в субъективном смысле – это право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Составляющим единое целое.

Общая собственность характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества одновременно нескольким лицам (п. 1 ст. 244 ГК РФ).

Отношения общей собственности могут возникнуть между любыми субъектами права собственности в любых сочетаниях.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью они осуществляют сообща.

Основаниями возникновения права общей собственности являются различные юридические факты (сделки, создание фермерского хозяйства).

Общая собственность возникает:

– при поступлении в собственность нескольких лиц неделимой вещи (автомобиля) либо вещи, не подлежащей разделу в силу закона (имущество фермерского хозяйства);

– в иных случаях, установленных законом или договором.

Признаки права общей собственности:

– она принадлежит двум или более лицам;

– ее предмет составляет одно и то же имущество, которое относится к общему;

– в общей собственности наряду с внешними отношениями сособственников со всеми третьими лицами (абсолютный характер), существуют и внутренние отношения между сособственниками.

Виды общей собственности:

1. Общая долевая собственность, т.е. общая собственность с определением доли каждого сособственника в праве общей собственности (но не в имуществе, являющемся объектом этого права).

Возникает на основании закона или договора.

Доля получает количественное выражение в виде дроби: одна вторая, одна третья, либо в виде процентов: пятьдесят процентов, семьдесят пять процентов в праве общей собственности.

2. Общая совместная собственность, т.е. без определения доли каждого из сособственников. Она возникает в силу закона (общая совместная собственность супругов, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием юридических лиц, государства и муниципальных образований – только долевой.

Предыдущая12345678910Следующая

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1104; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-111285.html

Объекты права публичной собственности

Субъекты и объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

· различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также

· оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и

· предметы бытового, потребительского характера;

· принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности.

К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су­щественно ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

37. Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом:

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества.

В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем.

Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления:в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом.

При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника.

Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества.

Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

38.

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества: Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);

2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);

4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);

6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Источник: https://studopedia.ru/11_246710_ob-ekti-prava-publichnoy-sobstvennosti.html

4. Право публичной собственности: понятие, субъекты, объекты, осуществление

Субъекты и объекты права публичной собственности

Публичнаясобственность в соответствии с российскимзаконодательством имеет дверазновидности– государственную и муниципальнуюсобственность.

Правогосударственной собственностихарактеризуется множественностьюсубъектов, в роли которых выступают РФвцелом (в отношении имущества, составляющегофедеральную собственность) и ее субъекты- республики, края, области и т.д. (вотношении имущества, составляющего ихсобственность).

Основнаяособенность государственной имуниципальной собственности:

  1. ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований;

  2. наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст.242 ГК), конфискация (ст.243 ГК), приватизация (ст.217 ГК), обращение имущества в доход государства (ст.169).

  3. приоритетное значение государственной собственности в отношении земли и других природных ресурсов. В соответствии с п.2 ст.214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектамиправа государственной собственностивыступают именно соответствующиегосударственные публично-правовыеобразования вцелом, т.е. РФ и входящие в ее составреспублики, края, области и т.д.

, но неих органы власти или управления (п.3ст.214 ГК).

Последние выступают вимущественном обороте от именисоответствующего государственногообразования и в соответствии со своейкомпетенцией осуществляют те или иныеправомочия публичного собственника(ст. 125 ГК).

Субъектамиправа муниципальной собственности вп.1 ст.215 ГК объявлены городские и сельскиепоселения и другие муниципальныеобразования в целом.От имени соответствующего муниципальногообразования – собственника его правомочияв соответствии со своей компетенциеймогут осуществлять те или иные егоорганы (ст.125, п.2 ст.215 ГК).

Всобственности публично-правовыхобразований может находиться болееширокий круг объектов, чем в собственностичастных лиц.В соответствии с п.3 ст.212 ГК видыимущества, которые могут находитьсятолько в государственной или муниципальнойсобственности, определяются законом.

5. Основания возникновения права собственности: понятие и классификация

    1. Основания возникновения (приобретения) права собственности – правопорождающие юридические факты, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц.

Основанияприобретения права собственностиназываются также титулами собственности.Титульноевладение– это владение вещью, основанное накаком-либо праве (правовом основании,или титуле), вытекающем из соответствующегоюридического факта, например, правособственности, основанное на договорекупли-продажи вещи или на переходе еев порядке наследования.

Беститульное(фактическое) владениене опирается на какое-либо правовоеоснование, хотя при установленныхзаконом условиях и оно может влечьопределенные правовые последствия.

    1. Классификация оснований приобретения права собственности:

  1. В зависимости от наличия правопреемтсватитулы собственности подразделяются на:

    1. первоначальные, т.е. независящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось);

Кпервоначальным способам приобретенияправа собственности относятся:

  • создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности;

  • переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;

  • при определенных условиях – самовольная постройка;

  • приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

    1. производные, при которых право собственности на вещь переходит к собственнику от его предшественника (чаще всего – по договору с ним).

Кпроизводным способам приобретенияправа собственностиотносится приобретение этого права:

  • на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;

  • в порядке наследования после смерти гражданина;

  • в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическоезначениетакогоразграничения состоит в том, что припроизводных способах приобретенияправа собственности на вещь необходимоучитывать возможность наличия на этуже вещь прав других лиц – несобственников(например, залогодержателя, арендатора,субъекта ограниченного вещного права).

Такимобразом, различие первоначальных ипроизводных способов приобретенияправа собственности сводитсяк отсутствию или наличию правопреемства,т.е. перехода прав и обязанностей отодного лица (первоначального собственникавещи) к другому (правопреемнику, новомусобственнику).

Толстой,Сергеевсчитают, чтоподобная классификация осуществляетсяпо 2-м критериям– по их мнению, «что касается критерияразграничения первоначальных ипроизводных способов возникновенияправа собственности, то в одних случаяхпредпочтение отдают критериюволи,в других — критерию правопреемства.

Этотспор имеет не только теоретическое, нои практическое значение.Например, сторонники критерия волибезоговорочно относят национализацию,т.е.

обращение имущества, принадлежавшегоранее отдельным физическим и юридическимлицам, в собственность государства, кпервоначальным способам возникновенияправа собственности, поскольку государствопри национализации становитсясобственником вопреки воле предшествующегособственника.

Напротив, те, кто предпочитаюткритерий правопреемства, рассматриваютнационализацию как производный способвозникновения права собственности,поскольку при национализации имеетместо правопреемство (по крайней мере,преемство в правах)».

  1. В зависимости от субъектатитулы собственности подразделяются на:

Общиеили общегражданские способы могутиспользоваться любыми субъектамигражданского права. Таковы, например,правоотношения, возникающие на основеразличных сделок.

Специальныеспособы возникновения этого права могут использоваться лишь строгоопределенными субъектами. Например,реквизиция, конфискация, национализациямогут служить основанием возникновениятолько государственной собственности,а сбор налогов и пошлин – также имуниципальной собственности. Всоответствии с п.4 ст.

218 ГК гражданинкак член потребительского кооператива,полностью внесший паевой взнос запредоставленный ему кооперативом объект(жилую квартиру, гараж, дачу и т.п.),становится собственником такогоимущества.

Особым способом возникновения частнойсобственности граждан и юридическихлиц является также приватизациягосударственного и муниципальногоимущества (ст.217 ГК).

Толстой,Сергеев считают, что во многих случаях возникновение правасобственности у одного лица сопровождаетсяего прекращением у другого и наоборот.Указанное обстоятельство учитывает изаконодатель(см., напр., п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 235 ГК).

Источник: https://studfile.net/preview/6746633/page:109/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.