Считается ли дду собственностью

Дду при разводе: что будет с квартирой

Считается ли дду собственностью

Если супруги решили развестись, им придется решить вопрос о разделе совместно нажитого имущества.  Разберемся подробнее, как делится ДДУ при разводе: в каких случаях право на квартиру по нему имеют оба супруга, а когда его может оставить за собой тот, на чье имя заключен договор.

Общая или личная собственность

Правовой режим собственности супругов определен статьями 34 – 36 Семейного кодекса РФ.  По умолчанию все приобретенное в браке имущество считается совместной собственностью, на которую имеет право и муж, и жена. При этом неважно, на кого зарегистрированы права на то или иное имущество, подписан договор и т.п. При разводе все это будет поделено.

Из общего правила есть несколько исключений, когда ДДУ и права по нему при разводе могут быть признаны принадлежащими только одному из супругов, который подписал договор:

  • Цена квартиры оплачена за счет его личных средств или денег, полученных от продажи его личной собственности

Во время брака каждый сохраняет права на личное имущество, которое было нажито до брака. Средства от продажи такого имущества также будут считаться принадлежащими этому супругу, а не совместными.

Кроме того, согласно статье 36 СК РФ к личному имуществу относится то, которое было получено одним из супругов на безвозмездной основе – в дар, унаследовано и т.п.

  • Права по договору перешли в дар или по наследству.

Полученное безвозмездно имущество считается личной собственностью того супруга, который его получил (ст. 36 СК РФ). Права по такому ДДУ при разводе остаются за тем, на чье имя он заключен.

  • Супруги заключили брачный договор или соглашение о разделе имущества при разводе, по которому этот ДДУ передан одному из них.

Определить правовой режим собственности можно путем заключения брачного договора до вступления в брак или в любой момент совместной жизни. Он может касаться как уже имеющегося имущества, так и того, которое только будет приобретено. В последнем случае в договорах часто используют следующий способ поделить собственность: она будет принадлежать лично тому, на чье имя оформлена.

Если же возник вопрос о разводе, более уместным будет заключить соглашение о разделе имущества.  Подробнее об этом читайте далее в статье.

Раздел ДДУ

Договор долевого участия представляет собой документ, в котором зафиксировано право требовать от застройщика передачи построенной квартиры. Это имущественное право, с которым можно совершать сделки – передавать или уступать.

ДДУ не нужно делить при разводе, если цена по нему была оплачена за счет:

  • личных средств одного из супругов, накопленных до брака,
  • денег, подаренных или полученных в наследство;
  • продажи добрачной недвижимости или другой собственности одного из супругов;
  • права по ДДУ перешли в дар или по наследству.

Из судебной практики: рассматривался иск жены о разделе квартиры, приобретенной по ДДУ в период брака и оплаченной частично за счет личных средств мужа, частично – за счет совместных средств.

  Суд установил, что при разводе на построенную по ДДУ недвижимость могут претендовать оба супруга.

Их доли должны быть определены пропорционально сумме вложенных личных денежных средств одного из супругов.

Как подтвердить свои права

Обычно раздел ДДУ при разводе вызывает много споров. Для каждого из бывших супругов важно доказать, чьи именно деньги и в какой части были потрачены на его оплату.

Верховный Суд в одном из подобных дел указал, что между получением средств от продажи добрачной недвижимости и оплатой по ДДУ прошло несколько дней. Этот факт был использован как одно из доказательств, что на приобретение квартиры по ДДУ были потрачены именно личные средства супруга (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2016 года № 67-КГ16-2).

Как поделить

Раздел собственности при разводе возможен как на мирной основе (путем заключения соглашения), так и по суду.

Разделить ДДУ можно, включив его в соглашение о разделе имущества при разводе. В этом документе будет определено, что из совместной собственности будет передано каждому из супругов.

Соглашение заключается в нотариальной форме. За его удостоверение взимается госпошлина (нотариальный тариф) в размере 0.5% от цены имущества, которое будет включено в договор.

Минимальная сумма тарифа составляет 300 рублей, максимальная – 20 тысяч рублей. Кроме того, нотариус вправе взимать плату за услуги правового и технического характера при составлении документа.

В среднем, заключение соглашения о разделе имущества обойдется в 15 – 20 тысяч рублей.

В случае развода супруги могут разделить собственность поровну или в иной пропорции, не ущемляющей права каждого из них. Если раздел явно несправедлив, такой договор можно будет оспорить.

Закон устанавливает 3-летний срок исковой давности по требованиям о разделе совместной брачной собственности. Но, вопреки распространенному мнению, этот срок отсчитывается не с даты развода, а с момента, когда бывший муж или жена узнали о нарушении права на совместное имущество (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 2011 года № 15).

О нарушении прав может свидетельствовать какое-либо распоряжение собственностью без участия бывшего супруга.

Например, рассматривая дело о разделе имущества, Верховный Суд отменил судебные акты предыдущих инстанций на том основании, что они отсчитывали срок исковой давности с даты расторжения брака (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 11 февраля 2020 года № 18-КГ19-176). В этом деле супруги развелись, но не оформили раздел собственности (в том числе квартиры, купленной в браке, но оформленной на одного из них). Значительное время спустя другой супруг обратился за выпиской из единого реестра прав на недвижимость на эту квартиру и обнаружил, что она находится в залоге.  Верховный Суд счел, что прошедшие 3 года после развода нельзя засчитать в срок исковой давности.

В статье приводится общая информация о содержании правовых норм. Раздел ДДУ при разводе имеет много тонкостей и нюансов, которые необходимо учесть. Обратитесь к юристу за консультацией, чтобы не потерять деньги.

Проконсультируйтесь с юристом и узнайте, как правильно действовать именно в Вашей ситуации:

Источник: https://fz214fz.ru/dolshiku/ddu-pri-razvode-chto-budet-s-kvartiroy

Основные правила оформления квартиры в новостройке – ЮК

Считается ли дду собственностью

После завершения строительства дома для дольщика наступает последний и самый приятный этап сделки – оформление квартиры в собственность по договору долевого участия. Однако сразу после окончания стройки приступить к регистрации жилья невозможно. С этого времени проходит как минимум полгода до момента получения заветной бумаги, свидетельствующей о собственности.

За этот период застройщик должен провести ряд организационных мероприятий, подготовить документы, сдать дом госкомиссии, передать жилье участникам и подписать с каждым из них передаточный акт. Нередко этот процесс затягивается и на более продолжительный период.

Как правильно оформить квартиру в собственность, какие документы для регистрации потребуется собрать, и куда их представить?

Многих граждан, незнакомых с особенностями долевого строительства, обычно беспокоит один момент: они видят, что дом уже построен, на стройплощадке нет кранов и других атрибутов строительства, но застройщик так и не приступает к передаче жилья. Все правильно, он не может этого сделать до тех пор, пока объект не будет принят и введен в эксплуатацию, а перед этим застройщик должен еще выполнить ряд обязательных мероприятий:

  1. Закончить все работы по подключению объекта к коммуникациям и благоустройству территории вокруг дома.
  2. Подготовить акт о распределении помещений жилого и коммерческого назначения.
  3. Оформить в БТИ технический паспорт на объект строительства с указанием всех параметров дома, а также фактической площади каждой квартиры.
  4. Получить почтовый адрес дома.

После завершения всех подготовительных работ, застройщик приступает к передаче готового дома госкомиссии, которая осмотрев строение, выдает разрешение на введение его в эксплуатацию.

Далее застройщик должен поставить дом на кадастровый учет в регистрирующем учреждении.

После этого наступает этап передачи жилья дольщикам и подписания с каждым из них приемо-передаточного акта, который дает возможность начинать процедуру регистрации права собственности на квартиру.

Все приведенные выше этапы занимают не мене шести месяцев, однако есть немало прецедентов, когда процесс затягивается на несколько лет. Нередко виной тому становятся сами застройщики, которые не спешат оформлять кадастровый паспорт на построенный объект. Если дом не состоит на регистрационном кадастровом учете, дольщики не могут начинать оформление своей квартиры.

В таком случае граждане, которые не желают ждать, пока застройщик соизволит провести необходимую процедуру, вынуждены сами заказывать техпланы своих квартир. Для этого необходимо обратиться в БТИ или другую коммерческую организацию, занимающуюся выполнением кадастровых работ.

Чтобы оформить техплан, нужно взять у застройщика копии документов на объект:

  • разрешение на введение его в эксплуатацию,
  • постановление о присвоении дому адреса,
  • проект стадии «П».

Документацию вместе с копиями своего паспорта, ДДУ и приемо-передаточного акта, необходимо представить кадастровому специалисту, который займется составлением техплана квартиры. Документ записывается на диск, он представляет собой файлы с электронной подписью инженера, проводившего работы. После получения диска с техпланом, можно подавать документы в регистрационную палату.

Правила оформления прописаны в 218 ФЗ, там же представлен перечень документов, которые обязательно должен представить дольщик для получения права собственности по ДДУ:

  1. Паспорт дольщика, если участников несколько, необходимо каждому принести документ, удостоверяющий личность.
  2. Договор долевого участия (подлинник). Если покупка жилья осуществлялась путем уступки права, понадобится соглашение о переуступке.
  3. Акт о передаче квартиры (каждому участнику нужно предоставить оригинальный экземпляр).
  4. Разрешение на введение объекта в эксплуатацию. Данный документ с начала 2017 года предоставляется в Росреестр в электронном виде органом, ответственным за его выдачу. Если разрешение подобным образом не получено, застройщик передает его в период не позже десяти дней после выдачи.
  5. Документ об уплате госпошлины. Сегодня ее размер составляет две тысячи рублей. Квитанцию можно не предоставлять сразу с подачей документов, т.к. реестр получает данные об оплате по информационным каналам. Но если по каким-либо причинам в течение пяти дней сведения о платеже не поступят, регистрация не состоится, и документы вернутся обратно. Поэтому лучше всего не надеяться на электронные сервисы, и самому принести квитанцию в Росреестр не позже пяти дней после подачи документов.

Кроме списка обязательных, есть еще ряд документов, которые могут понадобиться в зависимости от условий сделки:

  1. Если дольщик женат, необходимо согласие другого супруга на сделку, поскольку квартира, приобретаемая по ДДУ, считается общим имуществом семейной пары. Документ заверяется нотариально.
  2. Если собственником жилья становится не достигший совершеннолетия ребенок, понадобится свидетельство о его рождении.
  3. Закладная на квартиру, выданная финансовой организацией, где был взят ипотечный кредит. Если ипотека под ДДУ уже выплачена дольщиком, но запись о ней еще не погашена, нужна справка из банковского учреждения об уплате всего долга.
  4. Когда документы подаются не самим дольщиком, нужна доверенность со штампом нотариуса на человека, представляющего интересы участника.

Оформление в собственность по ДДУ дольщик может проводить самостоятельно, тем боле, что сегодня процедура регистрации значительно упростилась, а сроки ее проведения заметно сократились. Законодатель предоставил гражданам несколько вариантов оформления недвижимости. Регистрировать квартиру можно:

  • подав документы в Росреестр или МФЦ, в том числе без привязки к месту расположения регистрируемого объекта;
  • направив их почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении;
  • дистанционно через интернет в своем кабинете на сайте госуслуг.

В последнем случае граждане также выигрывают в размере оплаты. При проведении электронных платежей, сумма пошлины уменьшается, т.к. она рассчитывается с учетом понижающего коэффициента 0.7.

При личном приеме заполняется два заявления: одно – инвестором, в котором фиксируются его данные, указываются адрес и характеристики объекта и все поданные документы, второе – представителем строительной фирмы. Заявители получают расписку, где указывается число, когда необходимо явиться за документами.

Если документы направляются почтой, то подпись дольщика на заявлении должна быть заверена нотариально.
Законодатель установил срок регистрации при подаче документов в Росреестр – семь будних дней, если оформление производится через МФЦ, срок продляется на двое суток.

После регистрации дольщику возвращается договор и приемо-передаточный акт, а также выдается выписка из ЕГРН, в которой фиксируется его право на данную жилплощадь.

Однако у застройщиков сложилась своя практика в регистрации жилья дольщиков. Как правило, они настаивают на том, чтобы оформление проводилось ими самими. Собственно это неудивительно. Ведь за свои услуги строительные фирмы берут плату, в разы превышающую стоимость самой регистрации.

Аппетиты у застройщиков разные, поэтому их расценки колеблются в пределах от 10 до 50 тысяч рублей.

Нередко строительные фирмы требуют оплаты данных услуг еще на стадии заключения ДДУ, что само по себе незаконно, поскольку в этот момент даже неизвестно, дойдет ли строительство до своего логического завершения, и состоится ли вообще новоселье.

Нередко дольщики сталкиваются с разными нарушениями со стороны застройщиков, которые затягивают строительство и не проводят своевременно необходимые мероприятия по сдаче объекта, за счет чего граждане лишаются возможности зарегистрировать свое жилье в обычном порядке. В таких случаях нужно обращаться в судебный орган. Если дом практически достроен, подается исковое заявление о признании права собственности на недостроенный объект.

Кроме того, у дольщиков есть еще один механизм воздействия на недобросовестных строителей – неустойка, которую можно взыскать с компании-застройщика за неисполнение условий договора.

Неустойка положена гражданам по закону, ее можно взыскивать через суд общей юрисдикции или через Арбитраж. В последнем случае потребуется заключить договор уступки права на неустойку с юр. лицом, т.к.

Арбитражный суд не принимает заявления от граждан, а занимается рассмотрением споров только между организациями.

При взыскании через Арбитраж дольщик может получить большую сумму компенсации, поскольку в этом суде практически не применяется 333 статья ГК РФ, позволяющая уменьшать размер пени, в то время как СОЮ в 90% случаев снижает неустойку.
Общество защиты прав дольщиков помогает всем гражданам в решении споров с застройщиками.

Основное направление нашей деятельности – помощь дольщикам во взыскании максимально возможной неустойки с недобросовестных строительных компаний. Эта услуга оказывается нами без предоплаты. Юристы нашей организации готовы профессионально и оперативно ответить на все возникающие у вас вопросы.

В разделе «Контакты» вы найдете данные для связи с нами.

Источник: https://help-ddu.ru/drugoe/oformlenie-kvartiry-v-sobstvennost-po-dogovoru-dolevogo-uchastiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.